Играя, развиваем речь

Печать
Категория: Методические материалы
Дата публикации Автор: Федосова Марина Анатольевна, учитель-логопед

Играя, развиваем речь.

(Практические рекомендации развития речи детей 2-3 лет)

Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия.
         Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки.
           Уделите внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Попробуйте складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забывайте и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.
           В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.


                                       
Развиваем речь ребенка при помощи игр


                                             «Повторяй за мной»

Цель: формирование речевой активности, 

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова — «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел — «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул — «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел — «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик — « тц-с-с».

Еж колючий пробегал — «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал — «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.


«Поиграем с язычком»

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Сядьте напротив малыша и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Он сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз — и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

 

 

«Терем-теремок»

Цель: Игра развивает речь, познавательные и творческие способности, умение общаться. Прочитайте малышу сказку «Теремок» и рассмотрите вместе с ним картинки. Сделайте из картона домик и несколько игрушек: мышку, петушка, зайчика, лису. Скажите: «Давай посмотрим, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет!» — «Пи-пи! Я мышка-норушка! А ты кто?»Спросите у малыша: «Кто это?», чтобы он ответил: «Пи-пи».Когда малыш запомнит названия всех зверюшек, их можно заменить другими. В «теремке» могут жить все игрушки, которые есть дома.

«Кошка и бумажка»

Цель. Научить ребенка произносить слова «брось», «лови».

Для игры используются кошка бибабо (надевающаяся на руку) и бумажка на веревке.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку кошку бибабо и говорил, что она очень любит играть с бумажкой. Размахивал перед ней бумажкой, кошка «ловит» ее лапками. Взрослый говорил ей: «Брось» - кошка бросала бумажку; говорил ей: «Лови» - кошка «ловит» и т.д. Потом взрослый предлагал малышу самому сказать кошке «Брось». Ребенок говорит, кошка «выпускала» бумажку из лапок. Взрослый предлагает сказать «Лови», и когда малыш говорит, кошка «поймала» бумажку.

 

«Села птичка на окошко»

Цель. Закрепить знакомство ребенка с окружающими предметами и названием отдельных частей тела.

Для игры используется вырезанная из картона птичка с вставленными в прорези крыльями. К спинке прикрепляется проволока, резинка или нитка.

Ход игры:

Взрослый держал птичку у окна и произносил всем знакомое четверостишие:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай,

Улетела птичка - Ах!

(Птичка в руках взрослого «летала» по комнате.)

«Проси птичку: «Лети к нам», ну скажи: «Лети к нам». Сережа (ребенок) говорил. Вот молодец, она тебя послушалась и осталась у нас, а мы ее покормим. Делал движение, будто кормит, насыпал зернышки птичке. «А теперь посыпь птичке зернышки». Ребенок подражал. «Теперь дай ей воды попить». Доставал блюдце, и малыш давал птичке пить.

-Скажи: «Пей, птичка, пей». Птичка поела, попила водички и полетела.. Зови ее: «Лети к нам, птичка». Птичка «летала», садилась ребенку на голову. «Смотри, птичка тебе на головку села. А мне куда села? На плечо; ай улетела. Птичка улетает».

Усложнение. Птичка садилась в комнате на разные предметы, которые ребенок называет.

«Кормление собачки»

Цель. Произношение слов: «собачка», «мисочка», «коврик», подражание действиям.

Для игры использовались игрушечная собачка, мисочка, коврик.

Ход игры:

Взрослый показывал Сереже собачку, рассматривал ее с ним, спрашивал: «Кто это? Как собачка лает?» Вместе они рассматривали и показывали части тела собачки: хвостик, лапки, спинку, ушки, глазки, носик. «Не хотите ли послушать, как собачка проси кушать? Гав-гав-гав - так собачка просит кушать». Взрослый подносил к носу собачки мисочку и делал вид, что кормит ее. Затем малышу предлагал покормить собачку. Сережа покормил собачку.

 

«Девочка и петушок»

Цель познакомить ребенка с предметами для умывания, кормления и сна. Научить ребенка играть с куклой: мыть, кормить и укладывать спать. Для занятия использовалась кукла в нарядной одежде, игрушечный петушок, кукольная мебель, посуда, таз, мыло, полотенце.

Ход игры:

Стол накрыт скатертью, причем у передней части стола она опущена до пола. Игрушки лежат под столом. Чтобы малыш их не видел. Взрослый брал куклу и, не показывая ее, говорит (за куклу): «Сережа, я к вам иду». Затем, менял голос: «Сережа, кто это к нам идет? Кто тебя зовет? Сережа отвечал. Взрослый говорил, что куклу зовут Катя. «К нам идет Катя. Позови ее, скажи: «Катя, иди к нам, мы тебя ждем». По приглашению появлялась кукла Катя, здоровалась. Взрослый предлагал мальчику также поздороваться с Катей. Взрослый спрашивал Катю: «Катя, кушать хочешь? Давай помоем руки и сядем кушать». Перед тем как помыть Кате руки спрашивал: «Чем руки мыть? А теперь что делать?» Сережа подсказывал: «Нужно включить воду, намылить руки, сполоснуть и вытереть» и т.д. «А что Катя будет кушать? А куда мы положим еду?» Взрослый кормил куклу, называя все предметы и побуждая ребенка говорить. Руками куклы взрослый клал салфетку на место. Затем кукла раздевалась и ложилась спать. При этом она ставила стул для одежды, складывала все на стул. Кормить и укладывать надо так, как кормят и укладывают ребенка.Затем взрослый прикладывал палец к губам: «Тише, тише, наша Катя спит».Пауза. Как будто издали слышится: «Ку-ка-ре-ку». Взрослый говорит: «Тише, Петя не буди Катю. Тише».

«Зайчик и морковка»

Цель. Научить произносить слова: «зайчик, «кушай», «морковка» и действия с игрушечным зайчиком.

Для игры использовался игрушечный заяц и морковка.

Ход игры:

Взрослый говорил: «Садись на стульчик и посмотри, что я тебе покажу. Смотри, кто это такой?» Медленно вынимал из кармана зайчика, так чтобы вначале видны были только ушки, потом головка и, наконец, весь заяц. «Это зайка, Кто это? Зайка». Сережа повторил.

«Вот, смотри, мы посадим зайку, пусть он здесь посидит и посмотрит на нас. Вот какой у нас зайка хороший. Мы сейчас будем зайку угощать. Он любит морковку. Зайка, ты хочешь морковку? Вот у меня морковка, вкусная, сладкая. Дай зайке морковку, скажи ему: «Кушай, зайка, морковку». Сережа брал морковку и кормил зайчика. «Ну вот, зайчика покормили, а теперь зайка поскачет. Зайка, поскачи, покажи, как ты скачешь. Вот как зайка скачет: прыг-скок. А кто умеет так скакать, как зайка? Вот как прыгает Сережа: прыг-скок, совсем как зайка».

Желаем успеха!

Составитель: учитель-логопед Федосова М.А.

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Играя, развиваем речь. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика