Мультфильм, как средство профилактики детских конфликтов

Мультфильм, как средство профилактики детских конфликтов

         Общение и совместная деятельность детей вызывают противоречия, вследствие чего возникают конфликты.

         Чаще всего такие ситуации возникают из-за незнания ребенка как сделать первый шаг к дружбе. Это можно сделать с помощью простых фраз: «Как тебя зовут?», «Можно с вами поиграть?», «Пожалуйста», «Спасибо».

         Во многих мультфильмах очень ярко показаны конфликтные ситуации, которые часто встречаются в детской среде.

         Советские мультфильмы носили воспитательный характер. В них отражены реальные ситуации детских взаимоотношений, которые встречаются в детском саду каждый день.

         Далее я представляю несколько ярких мультфильмов, которые вы можете использовать для разбора ситуаций по методу примеру сказкотерапии.

         Дляпостроения бесконфликтных коммуникаций илиобщения очень важны именаих участников, ноочень часто с именем ребенка, его звуковой стороной связаны первые конфликты (не всегда собственные имена нравятся самим детям, другим детям, особенно если оно не ординарное Дети могут обзываться, перефразировать имена.). Ярко такая ситуация отражена в серии мультфильма из цикла котенок по имени «Гав». В этом мультфильме видна проблема –самопрезентации и самопринятия одного из участников взаимодействия. Главный герой – маленький котенок с необычным именем «Гав», из-за него он попадает в разные неприятные ситуации, но, несмотря на это на вопрос: «Как тебя зовут?» он гордо игромко отвечает: «Меня зовут- Гав»! Просмотр, анализ и проигрывания ситуации из мультфильма будет полезен неуверенным, замкнутым детям.

             Очень важно психологу, воспитателю обращать внимания на сформированность у детей речевых шаблонов. Здесь будут полезны коммуникативные игры типа «Назови свое имя"  (тихо, громко, как мышонок, как тигр).

           «Дружба начинается с улыбки»- основная тема следующего мультипликационного произведения «Крошка енот», это как найти друга. Главный герой – маленький енот, которого мама послала за сладкой осокой к пруду. По дороге он встречает мартышку, которая рассказывает ему о страшном и злом чудище, которое сидит в пруду и предлагает пойти туда с палкой и побить обидчика. Но крошка енот пугается своего злого отражения, и убегает к маме. Мама дает добрый совет не брать палку, а просто улыбнуться «тому, кто сидит в пруду». Енот улыбнулся, и его отражение улыбнулось ему. Разрешение конфликта: там живет такой же, как я, и если я ему то – он ответит тем же. Я с палкой, он- с палкой, я улыбнусь он -улыбнется.

             Этот мультфильм советует быть открытым и смелым и для того, чтобы дружить и узнавать что-то новое. Одна маленькая улыбка, шаг навстречу - дает начало большой дружбе. В этом же аспекте будут полезны игры типа «Зеркало», «Подари улыбку», «Комплименты».

             Следующий мультфильм –«Капитошка». Капитошка – открытый, жизнерадостный, веселый, непосредственный. Волчонок – злой, замкнутый, жадный, не дружелюбный, агрессивный и очень одинокий. Основной его девиз –«Чтобы все дрожали, чтобы уважали».

             Веселый Капитошка стал дружить со злым Волчонком, которого все боялись и никто с ним не хотел играть.В процессе анализа акцентировать внимание детей на том: добрые дела или злые помогают найти друга или его поведение помогает, найти друзей или нет.

         Это встреча навсегда изменила его характер, и он стал добрым.

         На этом примере хорошо рассмотреть образ негативного героя и подчеркнуть во время просмотра его характер. Можно разыграть сценки из мультфильма, когда от волчонка все отворачиваются и дрожат, нарисовать чувства героев, погоду настроения.

         Еще один шедевр советской мультипликации -«Грибок-теремок».

         Сказка о том, как во время сильного дождя разные животные: муравей, бабочка, мышка, воробей, зайчик находят себе приют под большим белым грибом.

           Здесь можно проследить 2 сюжетные линии – первая поведение животных перед угрозой – дождем и 2-я самоотверженность маленького муравья.

           Перед угрозой – дождем, герои проявляют самоотверженность, толерантность, мобилизацию, объединение в трудной жизненной ситуации, принадлежность к группе. Это становится началом их крепкой дружбы.«Это не гриб вас от дождя укрыл, а сердце доброе из беды выручило».

           Главный герой маленький беззащитный муравей. Сначала он дрожал от непогоды, но потом нашел в силы и храбрость вступится за зайчика, которого хотела съесть лиса. Муравей ростом с ноготок лисы, но не побоялся заступиться за друга, правильно в пословице говорится «Мал, да удал».

          Эту ситуацию легко перевести в детскую среду. Мультфильм иллюстрирует схему поведения, что не только сильный характером ребенок, но и застенчивый и слабый способен на многое, главное верить в свои силы. Сюжет этого мультфильма можно использовать для поднятия самооценки робких и неуверенных детей разыгрывая ситуации.

               Аналогично можно использовать мультфильм «Самый большой друг», где есть образ девочки. У одной девочки было много друзей: и собачка, и цыпленок, и колокольчик, и бегемот, который считает себя самым большим другом девочки, потому что он большой. И только когда девочку схватил крокодил, выяснилось, кто самый большой друг.

               Мультфильм о белом медвежонке по имени Умка, который хотел найти себе друга. Первым его другом стал мальчик. Они друг у друга учатся чему-то новому.

               Психологический смысл - пусть они не похожи, но это не мешает им стать хорошими друзьями. Фильм пронизан идеями толерантности, дружбы без границ.

               Герои следующего мультфильма котенок Тимка и медвежонок Димка живут вместе в маленьком домике. Тимка рано встает, варит кашу, ходит за молоком и помогает Димке. Хитрый медвежонок принимает эту заботу. А сам ничего не хочет делать, даже идти за молоком к корове. Хотя и не его очередь покладистый котенок идет за молоком, но когда корова наливает полные бидоны, он быстро все выпивает. Котенок обиделся и просит Димку тогда поймать за него ловить мышь.

             Хотя котенок и понимает, что медвежонок его обманывает, но приходит к нему на помощь и спасает от мышки. Такое проявление заботы не оставляет медвежонка равнодушным и Димка исправляется, теперь они все делают вместе.

             Психологический смысл - дружба не бывает односторонней, она построена на активности и взаимопомощи двух и более субъектов.

             Найдя друга очень важно его не потерять

             Дружба – это еще и определенная культура поведения.«Винни Пух идет в гости» - мультфильм, который красочно рассказывает о культуре поведения в гостях. Медвежонок - жадный, неряшливый, эгоистичный, не знающий меры. Кролик, как полная его противоположность – услужливый, внимательный, гостеприимный, радушный, аккуратный. С детьми следует поговорить о правилах поведения в гостях, какие можно сделать выводы.

               Данный вид работы носит именно воспитательный характер и уместен в работе воспитателя группы.

       «38 попугаев».В жаркой Африке живут слоненок, мартышка, удав и попугай. У них разные характеры, но, несмотря на это они дружат, помогая друг другу и стараясь найти выход из трудных ситуаций.

                 Мультфильм – многосерийный. В одной из серий бабушка удава решила заняться воспитанием друзей. «Воспитанная мартышка должна не взять предложенный ей банан, а предложить его еще кому-нибудь».С другом надо делиться, и он в свою очередь поделиться с тобой.

               В этом же аспекте будут полезны игры типа «Давай меняться», «Подарок для друга», «Продолжи скульптуру».

             День рождения – первый по значимости день в году. В этот день и может проверяться дружба на прочность. Мультфильм «По дороге с облаками» также многосерийный. В одной из серий друзья: тигренок, мартышка, попугай спешат на праздник к слону. Вредная, коварная, злая Дюдюка делает все, чтобы испортить всем праздник. Этот персонаж для проверки дружбы на прочность. Главный подарок – фотоаппарат, но Дюдюка выпускает на волю птичку, а какие, же без нее снимки. Друзья проявляют находчивость, активность и желание помочь. То мартышка стала птичкой, то тигренок, и наконец, даже стеснительный попугай ради друга готов преодолеть свой страх. Вредина Дюдюка не успокаивается, она бросает под ноги слона кожуру от банана, когда тот идет с тортом, но друзья и тут не оставляют его. День рождение удается на славу, ведь друзья рядом, а настоящей дружбе не так-то легко навредить.

           Аналогично можно предложить детям сюжет мультфильма «Крокодил Гена» - это произведение о бескорыстной дружбе и доброте. Крокодилу Гене надоела скучная одинокая жизнь в зоопарке, и он решил отыскать себе друзей. Его старания не проходят даром – крокодил обретает друзей. Ими оказываются девочка с маленькой собачкой и Чебурашка – неизвестное науке, но доброе и милое создание.

           Чтобы всех подружить Чебурашка и Гена решают построить дом для друзей. Вредная старушка по имени Шапокляк и ее ручная крыса Лариска стараются помешать им, но этого их дружба становится только крепче.

             И наконец, самый яркий мультфильм о дружбе «Кот Леопольд». Все помнят издевательства невоспитанных мышей и позицию всепрощающего кота Леопольда. Мыши наглые, невоспитанные, жадные, злые, а Кот полная им противоположность. Он – добрый, воспитанный, щедрый, незлопамятный.

            Но, несмотря на все их проделки, он прощает их и уговаривает жить в мире.

           Прощение, доброта и безграничное терпение вложены в одну фразу, сказанную Леопольдом и ставшую ключевой по смыслу: «Ребята, давайте жить дружно». И перед ней, будем надеяться, не сможет устоять ни один хулиган, будь то, мышонок, или ребенок.На этом мультфильме очень ярко можно дать представление о том, что такое жить дружно, без обид, ругани и драк.

             Я представила вашему вниманию наиболее яркие и красочные мультфильмы, где отчетливо видны различные конфликтные ситуации, которые наиболее часто встречаются в детской среде. Разбор с детьми этих ситуаций, рисование лепка, разыгрывание сценокне только поможет детям найти им выход из реальных конфликтов, но и предотвратить их. А также дети смогут почерпнуть определенный жизненный опыт и разыгрывать его в процессе сюжетно – ролевых игр.

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Мультфильм, как средство профилактики детских конфликтов. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика