Театрализованная ритмопластика как средство двигательной активности и оздоровления детей дошкольного возраста

Печать
Категория: Консультации, методические материалы
Дата публикации Автор: Денисова Дарья Алексеевна

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». С каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, ожирением, деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

Одним из таких средств является методика И.И. Крыловой и И.В. Алексеевой «Театрализованная ритмопластика».

Театрализованная ритмопластика – вид деятельности, который помогает решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, нравственного и психического развития детей посредством ритмической гимнастики.

В отличие от обычной гимнастики в театрализованной гимнастике вид движений, их последовательность и музыкальное сопровождение определяется содержанием литературного произведения, положенного в основу занятия. Театрализованная ритмопластика – это игра в театр, созданная по сюжетам сказок с изображением героев и их действий движениями танцевального характера. Посредством движений дети учатся изображать живые объекты (животных, птиц, рыб, насекомых и др.), сказочные образы. Ценность таких движений в том, что ребенок, как активный участник действия, имеет возможности творческой самореализации в движении, создании образа, т.к. он ищет двигательный образ каждого «героя», «персонажа», а это, в свою очередь, способствует интенсификации процессов мышления, поиску наиболее выразительных движений.

При выполнении образных движений решаются задачи физической культуры. Образные и танцевальные движения могут быть рассмотрены как общеразвивающие упражнения, поскольку их выполнение сопряжено с физической нагрузкой, что способствует укреплению и равномерному развитию мышечной системы детей, формированию правильной осанки, совершенствованию двигательных навыков и умений, чувства ритма, координации. Поэтому упражнения театрализованной ритмопластики можно использовать и на физкультурных занятиях. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста (быструю физическую и психическую утомляемость) в занятиях осуществляется частая последовательная смена активной деятельности (движения) и отдыха (художественное восприятие). Одной из основных направленностей театрализованной ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка, преодоление присущей детям дошкольникам угловатости, скованности движения и достижения наибольшей плавности, грациозности и эстетичности в выполнении гимнастических упражнений.

Разнообразие используемой на занятиях музыки дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческие и физические способности, совершенствует коммуникативные навыки и обогащает эмоциональную сферу. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Каждое занятие - это путешествие в сказку, это игры и перевоплощения в различные образы. В основу занятий театрализованной ритмопластики входят известные и любимые детям русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер, С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский. Опыт проведения театрализованной ритмопластики показал её привлекательность и доступность.

Цель: создание благоприятных условий для наиболее полного раскрытия и реализации творческих и физических способностей детей.

Задачи: 1. Развивать у детей устойчивый интерес к двигательной активности, способствовать полноценному физическому развитию посредством гимнастических (ритмических) упражнений.

2. Развивать двигательные качества и умения: ловкость, гибкость, пластичность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве; формировать правильную осанку, обогащать двигательный опыт.

3. Воспитывать активность восприятия музыки, учить выражать себя в соответствии с музыкальным образом; согласовывать движения с музыкой, развивать чувства ритма, музыкальный слух и память.

4. Воспитывать в детях чувство внутренней свободы, уверенности в себе, снятие закомплексованности; развитие психических процессов, нравственно-волевых и коммуникативных качеств.

5. Активизировать и развивать творческие способности детей.

6. Расширить представления детей об окружающем через литературные произведения; развивать интерес к познавательной активности.

Когда можно плакать? (По С. Прокофьевой)

Марш. И.п. – о.с. руки свободно опущены, спина прямая, взгляд перед собой. Шаги гимнастическим шагом, тянуть носок вниз, поднимая ногу.

Поклон. И.п. - о.с. ноги вместе, руки на поясе (у мальчиков), или за спиной, взгляд прямо перед собой. Шаг влево, правую ногу приставить, наклон головы вниз, голову поднять шаг вправо, наклон головы вниз, в и.п.

Девочки - И.п. - о.с. ноги вместе, руки держатся за юбочку. Шаг влево, правую ногу поставить на носок за пяткой левой ноги, сделать полуприседание с наклоном головы вниз, то же вправо.

В и.п. Жила-была девочка Маша. Она очень любила плакать. Плакала Маша и утром, и днем, и вечером. Однажды утром проснулась Маша и давай реветь. Подошел к Маше Петушок.

Петух: И.п. - стоя ноги вместе, руки отведены в стороны - назад, ладонями к себе, спина прямая, взгляд перед собой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, носок тянуть вниз, одновременно поднять «крылья»-руки до уровня плеч в и.п. То же другой ногой.

- Не плачь, Маша, утром! Я по утрам пою «Ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь. Пошла Маша днем во двор. Села на крыльцо и опять заплакала.

Подошел к ней Козлик, посмотрел сердито.

Козлик: И.п. – встать, ноги на ш.п., указательные пальцы прижаты к голове (рожки), остальные пальцы собраны в кулачок, локти отведены в стороны. Наклон головы вниз вместе с «рожками», в и.п. - Не плачь, Маша, днем, – говорит Козлик, – будешь плакать, дождик пойдет, дети гулять не смогут. Послушалась Маша Козлика, плакать перестала и пошла гулять на лужайку.

Стопы.И.п. - сидя на полу, руки отвести в стороны-назад, опереться на ладони, соединенные ноги вытянуть в коленях, носки и пятки вместе, плечи тянуть вниз, шею вверх. Оттягивать носки ног поочередно от себя и натягивать на себя, в и.п. А на лужайке гуси траву щипали. Увидели они Машу, загоготали, шеи вытянули.

Гусь. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки приподняты в стороны, ладонями к себе (крылья). Сделать вдох, наклониться вперед, приподнимая голову и вытягивая шею, взгляд перед собой. Выдохнув сказать ш-ш-ш, в и.п.

Испугалась Маша и заплакала. Выпрыгнули из травы кузнечики.

Кузнечик. И.п. - о.с. руки на поясе. Прыжки на двух ногах вправо-влево.

- Не плачь, Маша, - говорят, - у нас голос тонкий, а ты плачешь громко, никто нашу песню не слышит! Заплакала Маша вечером. Прискакали из пруда лягушки.

Лягушка. И.п. – стоя, ноги слегка расставить, руки развести в стороны, предплечья поднять вверх, ладонями вперед, пальцы растопырить. Опустить предплечья с кистями вниз, локоть зафиксирован, в и.п.

- Перестань плакать, Маша! – говорят лягушки. – Мы вечером любим квакать, а ты нам мешаешь. Наступила ночь. Уложила мама Машу спать, а она опять давай реветь. Подошла к Маше кошка.

Кошка. И.п. - встать, ноги вместе, руки присогнуты в локте на уровне груди, локти вниз, кисти свободно висят у груди. Выполняя плавное поглаживающее движение правой рукой (вверх – вперед - вниз), принять и.п., то же левой рукой. Потянуться, разводя руки в стороны.

- Не плачь, Маша, ночью. Я своих котят спать укладываю, а ты им заснуть не даешь. - А когда же мне плакать? - спросила Маша. - А ты никогда не плачь, - сказала мама, – ведь ты уже большая девочка!

Поклон. Как в начале занятия. Марш.

И.п. – о.с., руки свободно опущены, спина прямая, взгляд перед собой. Шаги гимнастическим шагом, тянуть носок вниз, поднимая ногу.

Упражнения «Театрализованной ритмопластики»

Марш. И.п. – о.с., руки свободно опущены, спина прямая, взгляд перед собой.

Шаги гимнастическим шагом, тянуть носок вниз, поднимая ногу.

Поклон. И.п. - о.с. ноги вместе, руки на поясе (у мальчиков), или за спиной, взгляд прямо перед собой. Шаг влево, правую ногу приставить, наклон головы вниз, голову поднять, шаг вправо, наклон головы вниз, в и.п.

Девочки - И.п. - о.с. ноги вместе, руки держатся за юбочку. Шаг влево, правую ногу поставить на носок за пяткой левой ноги, сделать полуприседание с наклоном головы вниз, то же вправо. В и.п.

Стопы.

И.п. - сидя на полу, руки отвести в стороны-назад, опереться на ладони, соединенные ноги вытянуть в коленях, носки и пятки вместе, плечи тянуть вниз, шею вверх. Оттягивать носки ног поочередно от себя и натягивать на себя, в и.п.

Медведь. И.п. - стоя, носки ног повернуты внутрь, ноги присогнуты, руки округлы перед собой, пальцы растопырены. Выполнять переваливающиеся шаги на присогнутых ногах: перенести вес на правую ногу, левую приподнять, то же на левую ногу.

Полупальцы.

И.п. - стоять в VI позиции (ноги вместе), руки на поясе, подняться на полупальцы (на цыпочки), спина прямая, взгляд перед собой. Шаги на полупальцах на месте (опорная нога прямая, поднятая нога слегка сгибается в колене).

Мышь-1. И.п. - стоять в VI позиции (ноги вместе), руки на поясе, подняться на полупальцы (на цыпочки), спина прямая, взгляд перед собой, руки согнуты в локтях, кисти прижаты к груди(лапки). Мелкий бег на полупальцах.

Петух-1.

И.п. - стоять в VI позиции, руки на поясе, спина прямая, взгляд перед собой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, носок сильно тянуть вниз, поставить ногу в и.п.

Петух-2.

И.п. - стоя ноги вместе, руки отведены в стороны-назад, ладонями к себе, спина прямая, взгляд перед собой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, носок тянуть вниз, одновременно поднять «крылья»-руки до уровня плеч в и.п. То же другой ногой.

Утка.

И.п. - встать, слегка расставив ноги, прямые руки приподняты в стороны ладонями к себе. Выполнять переваливающиеся шаги на прямых ногах.

Птичка.

И.п. - стоять в VI позиции (или сесть, скрестив ноги и пододвинув их ближе к корпусу), руки в стороны, присогнуты в локтях (локти смотрят вниз), кисти направлены в стороны (ладони смотрят вниз). Плавные движения кистями, предплечьем и плечом вверх-вниз (птичка летит).

Муха-пчела.

И.п. - стоять в VI позиции (или сесть, скрестив ноги и пододвинув их ближе к корпусу), руки в стороны, присогнуты в локтях (локти смотрят вниз), кисти направлены в стороны (ладони смотрят вниз). Быстрые движения кистями вверхвниз.

Собака-топ.

И.п. – стоя на четвереньках, ноги соединены, руки присогнуты в локтях, кисти рук повернуты внутрь (пальцы смотрят друг на друга), взгляд перед собой. Выполнять шаги руками на месте, высоко поднимая согнутую в локте руку в сторону-вверх.

Собака-хвост.

И.п. – стоя на четвереньках, ноги соединены, руки на полу. Выполнять виляющие движения тазом. Неваляшка.

И.п. - лечь на спину, руки за голову, локти прижаты к полу; соединенные ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Наклонить колени к полу вправо, касаясь коленями пола, в и.п. То же влево.

Плавание.

И.п. - лежа на животе с упором на предплечья, прямые ноги соединить, голова приподнята. Поднять руки перед собой и имитировать плавание в стиле «брасс».

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Friday the 20th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov