Консультация «Особенности организации РППС для физического развития детей дошкольного возраста».

Печать
Категория: Консультации, методические материалы
Дата публикации Автор: Денисова Дарья Алексеевна

Консультация

«Особенности организации РППС для физического развития детей дошкольного возраста».

Известен научно - обоснованный факт, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.

Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально - технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда в должна быть насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, и безопасная, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам и включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка.

Предметно-пространственная среда должна быть спроектирована с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Правильно организованная развивающая среда, соответствующая возрастными особенностями и индивидуальными возможностями детей, необходима для усвоения программного материала. Она позволяет педагогу обеспечить развитие физических способностей, а также расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки, позволяет раскрывать двигательное творчество ребёнка, его моторную характеристику собственного тела, формирует быстроту и лёгкость ориентировки в пространстве.

С помощью спортивного оборудования дети приобщаются к богатствам физической культуры, у них формируется, реализуется коллективное творчество, потребность к занятиям, интерес к ежедневному выполнению физических упражнений.

Задачи развивающей среды:

• Способствовать развитию основных движений, двигательной активности, гармоничному развитию.

• Решать комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

• Повысить интерес детей к выполнению различных движений за счет использования разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, что благотворно повлияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.

Так как большую часть времени дети проводят в группе. Есть ли сегодня здесь пространство, где бы ребенок мог утолить свою неуемную потребность двигаться? Чаще всего это пространство обозначено небольшим местом, где размещено мелкое физкультурное оборудование.

Каким все-таки должен быть физкультурный уголок в конкретной группе, чтобы он не превратился в склад или выставку физкультурных пособий и игрушек, чтобы он постоянно стимулировал двигательную деятельность детей, был функциональным и привлекательным для малышей, способствовал расширению двигательного арсенала ребенка? Какой должна быть физкультурно-игровая среда группы, каким образом ее можно выстраивать и изменять, чтобы не тормозить развитие ребенка, а развивать и обогащать его двигательный опыт?

К групповому спортивному уголку и его оборудованию ФГОС   ДО предъявляет,   следующие       требования:

  1. В целях безопасности спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен в приемной.
  2. Материалы изкоторых изготовлено оборудование иоформление спортивногоуголка должны быть экологически чистыми,прочными, отвечать гигиеническимтребованиям.
  3. Уголок должен логично вписываться в интерьер помещения и быть эстетически оформлен.
  4. Оснащение спортивного уголка должно соответствовать возрасту детей и требованиямпрограммы
  5. К оборудованиюспортивного уголка необходимо обеспечивать свободный

доступ детей и возможность его использования.

Таким образом, начиная с младшего возраста, в группе детского сада необходимо создать пространство - микромир, специально предназначенный для удовлетворения двигательно-игровых потребностей детей дошкольного возраста.

Значение физкультурно-игровой среды для развития детей.

Эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия необходимой материально-технической базы. Заниматься и играть можно без всякого инвентаря, но гораздо более эффективны и увлекательны игры с предметами, которые помогают ребенку освоить нужные движения уже благодаря тому, что ребенок взаимодействует с предметами, знакомиться с материалом, из которого они изготовлены, запоминает их форму, испытывает вес и т.д. Спортивно-игровое оборудование позволяет конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, делает их более наглядными, эмоционально окрашенными и поэтому более доступными и понятными. Присвоение культурно-исторического накопления в области материально-технического обеспечения процесса физического воспитания детей служит обогащению их двигательного и социального опыта, воспитания положительного отношения, интереса, а позже и потребности в регулярных занятиях двигательного характера (Т.И Осокина, Е.А.Тимофеева).

В младшей группе уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть игрушки-каталки, мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много - на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.

В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.) Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).

Комплектация физкультурных уголков

1.      Теоретический материал - картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей:

-        картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

-        картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

-        картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

-        картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

-        картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;

-        иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);

-        иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);

-        символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);

-       сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

2.      Игры (средние и старшие группы):

-        дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.

-        спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

3.      Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например - ленточки, для всех возрастных групп).

4.      Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

-        мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

-        коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

-        бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

-        нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

-        мячики - ежики; - мешочки с разной крупой для рук;

-        эспандер (средний и старший возраст).

5.      Для игр и упражнений с прыжками:

-        скакалки;

-        обручи;

-        шнуры;

-        бруски.

6.      Для перешагивания, подъема и спуска:

-        бруски деревянные.

7.      Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

-        кольцебросс;

-        мячи резиновые разных размеров;

-        попрыгунчики (средние и старшие группы);

-        мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);

-        корзины для игр с бросанием;

-        мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший возраст);

-        кегли;

-        нестандартное оборудование.

8.      Выносной материал (по возрасту детей):

-        мячи резиновые;

-        мяч футбольный (средний и старший возраст);

-        бадминтон (старший возраст);

-        скакалки;

-        обручи;

-        лыжи;

-        хоккейные клюшки;

-        санки и т. д.

9.      Наличие бубна для проведения утренней гимнастики

В соответствии с ФГОС выпускник ДО должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, физической подготовкой. Для того чтобы дети активно двигались взрослые должны создать благоприятные условия. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. С помощью физкультурного уголка отлично развивается самостоятельная двигательная деятельность детей.

Так же для совершенствования движений, формирования быстроты, выносливости, координации движений дети любят подвижные игры. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Например, такие как «ловишки», где используют разноцветные ленты. Дети играют в коллективе, ориентируются в создавшейся ситуации, развиваются такие качества как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстроту реакции.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Например: катание мяча друг другу в ходе словесно-логической игры "Я знаю 5 имен...". Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Артикуляционная гимнастика проводится с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.

Пятнашки - игра, которая развивает у детей мышление, сосредоточенность, интеллектуальные способности, умение работать в команде, совместное принятие решения, развивается счет.

Для профилактики плоскостопия, разнообразного воздействия на детские стопы используются дорожки здоровья. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и без труда улучшить здоровье ребенка. Дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Например, с использованием мешочков для равновесия и координации движения.

Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Wednesday the 4th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov