Развитие связной речи дошкольников методом НАГЛЯДНОГО моделирования

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования  

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:  

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.  

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.  

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:  

самостоятельного анализа ситуации или объекта;

развития децентрации (умения менять точку отсчета);

развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:  

пересказ;

составление рассказов по картине и серии картин;

описательный рассказ;

творческий рассказ.

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:  

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.  

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:  

предметные картинки;

силуэтные изображения;

геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.  

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

ПЕРЕСКАЗ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:  

усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, 

и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. 

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.  

 

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ  

 

Значительные трудности возикают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.  

 

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.  

 

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:  

4 из 17

выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

определение взаимосвязи между ними;

объединение фрагментов в единый сюжет.

 

На этом этапе работы используются: пособие “Логико-малыш”, “Лимпопо”, “Оживи картинку”. Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко вокруг-а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.  

 

 

 

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

 

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.  

 

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

 

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

 

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:  

выделение значимых объектов картины;

5 из 17

рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

объединение мини-рассказов в единый сюжет.

 

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.  

 

Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.  

 

А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

 

 

 

Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

 

ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ  

 

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о

6 из 17

каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.  

 

 

 

Проект " Тульский кремль", группа Цветные ладошки

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители

Краткая аннотация проекта

(региональный компонент)

Давайте попробуем, насколько это возможно, в рамках нашего проекта, узнать больше о земле, на которой мы живём, проникнемся в своих идеях духом патриотизма к своей малой родине. И тогда желание сделать её ещё краше и богаче, прославить своими будущими деяниями вспыхнет в каждом из нас с новой силой.

Актуальность проекта

В обществе наблюдается "дефицит нравственности". Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.

Многие педагоги и психологи говорят о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Данный отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Вид проекта

Познавательно- исследовательский

Тип проекта

краткосрочный( сентябрь)

Проблема

Низкий уровень знаний у детей об истории Кремля

Причины

  • Недостаточно методического материала.

  • Нет критериев для выявления уровня знаний у детей.

 

Цель проекта

Формирование патриотических чувств и накопление знаний дошкольников об истории родного города важнейшая составляющая нравственного воспитания

Задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Формирование интереса к истории Отечества, своего края, города, расширение представлений об истории малой Родины;

  • Осуществление ознакомления дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

  • Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного города к его достопримечательностям и культурным ценностям.

  • Формирование патриотических чувств. Воспитание чувства гордости за своих земляков.

  • Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.

  • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

 

Предполагаемый результат

Дети:

  • Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края

  • Развитие связной речи, обогащение словаря

Воспитатели:

  • Разработка содержания и активное руководство проектом будут способствовать накоплению знаний детей об истории родного города и формированию патриотических чувств

  • Накопление практического дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом

  • Разработка авторских конспектов и викторины для работы с детьми

Родители:

  • Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта

  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

  • Повышение интереса к работе ДОУ

 

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный - сбор информации из

различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта.

2 этап – технологический – постановка цели и задач

проекта, разработка программы деятельности:

  • разработка форм работы с детьми, родителями;

  • разработка диагностического материала по теме;

  • разработка анкет для родителей;

  • разработка конспектов занятий и целевых прогулок;

  • разработка и изготовление практического материала (дидактических игр);

  • подбор материалов для педагогов и родителей

  • сбор и оформление наглядного материала.

 

3 этап – реализация проекта - содержание проекта.

4 этап – завершающий – итоговая диагностика,

самоанализ, презентация опыта работы по проекту.

 

 

Результат

Проведение викторины для детей «Город, в котором мы живем» - в которой дети продемонстрируют знания о родных местах

 

Форма презентации

Проведение викторины на вечере встрече - посвященной празднованию юбилею города «Я люблю свой город! »

Давайте попробуем, насколько это возможно, в рамках нашего проекта, узнать больше о земле, на которой мы живём, проникнемся в своих идеях духом патриотизма к своей малой родине. И тогда желание сделать её ещё краше и богаче, прославить своими будущими деяниями вспыхнет в каждом из нас с новой силой.

Актуальность проекта

В обществе наблюдается "дефицит нравственности". Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.

Многие педагоги и психологи говорят о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Данный отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Вид проекта

Познавательно- исследовательский

Тип проекта

Долгосрочный (октябрь-май)

Проблема

Низкий уровень знаний у детей об истории Кремля

Причины

  • Недостаточно методического материала.

  • Нет критериев для выявления уровня знаний у детей.

 

Цель проекта

Формирование патриотических чувств и накопление знаний дошкольников об истории родного города важнейшая составляющая нравственного воспитания

Задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Формирование интереса к истории Отечества, своего края, города, расширение представлений об истории малой Родины;

  • Осуществление ознакомления дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

  • Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного города к его достопримечательностям и культурным ценностям.

  • Формирование патриотических чувств. Воспитание чувства гордости за своих земляков.

  • Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.

  • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

 

Предполагаемый результат

Дети:

  • Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края

  • Развитие связной речи, обогащение словаря

Воспитатели:

  • Разработка содержания и активное руководство проектом будут способствовать накоплению знаний детей об истории родного города и формированию патриотических чувств

  • Накопление практического дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом

  • Разработка авторских конспектов и викторины для работы с детьми

Родители:

  • Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта

  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

  • Повышение интереса к работе ДОУ

 

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный - сбор информации из

различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта.

2 этап – технологический – постановка цели и задач

проекта, разработка программы деятельности:

  • разработка форм работы с детьми, родителями;

  • разработка диагностического материала по теме;

  • разработка анкет для родителей;

  • разработка конспектов занятий и целевых прогулок;

  • разработка и изготовление практического материала (дидактических игр);

  • подбор материалов для педагогов и родителей

  • сбор и оформление наглядного материала.

 

3 этап – реализация проекта - содержание проекта.

4 этап – завершающий – итоговая диагностика,

самоанализ, презентация опыта работы по проекту.

 

 

Результат

Проведение викторины для детей «Город, в котором мы живем» - в которой дети продемонстрируют знания о родных местах

 

Форма презентации

Проведение викторины на вечере встрече - посвященной празднованию юбилею города «Я люблю свой город! »

Физкультурные минутки в работе по театрализованной деятельности дошкольников

Звериная зарядка
Звериная зарядка
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Колобок
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
 
Кукла
Я хожу, хожу, хожу, (ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу! (полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать. (потягивание на носочках)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).
Заводные игрушки
— Что-то мы засиделись. Давай поиграем, ручки-ножки потренируем.
Посмотри, в магазине
Все игрушки на витрине: (Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики, Куколки и мячики, (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят, (Присесть)
С нами поиграть хотят. (Прыжки)
Вот солдатики стоят, (стойка смирно)
Начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы шагать. (Маршируют)
Вот бегут машины,
Шуршат своими шинами. (Руки перед грудью «крутят руль».Дробное топанье)
Желтые и красные –
Все такие разные.
Зайчики играют,
Лапкой ударяют. (Легкие прыжки с хлопками в ладоши)
Медвежонок взял гармошку,
Поиграть решил немножко, (Имитация игры на гармошке с пружинкой)
Раз, два! Поворот… (Повороты)
Он танцует и поет. (Сказать: «ыыы»)
Эй, скорее посмотри:
Куклы танцевать пошли, (Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу)
Ножки выставляют,
В гости приглашают. (Поочередное выставление ног на пятку)
Всех красивей паровоз: (Имитация движения паровоза)
Две трубы и сто колес.
Ну, а едут в нем игрушки – (Сказать: «ту-туууууу»)
Куклы, зайчики, петрушки.
Веселые игрушки
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
Бабочка
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Лиса
Лисонька по лесу шла (ходьба на месте),
Хвостиком снежок мела (подражание помахиванию хвостом),
А когда проголодалась (поглаживание живота),
За добычею помчалась (бег на месте).
Лисята
Шли лисята по дорожке (пальцы имитируют ходьбу по тыльной стороне ладони),
И увидели серёжки, (массируют мочки ушей)
Не золотые, новые (продолжают массировать мочки ушей, отрицательно крутя головой),
А легкие, ольховые (разводят в стороны руки, ладонями кверху).
Мышка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
Лошадка
Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками — то одной, то другой)
Я лошадка — серый бок! (Повороты, ручки на талии )
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
Если хочешь — прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону — показывают какая красивая лошадка)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка — серый бок! (Детки кружатся на месте)
Петушок
Ох, ох что за гром? (руки — к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком)
Молоток: тук-тук (хлопки руками)
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны)
Вышел зайчик. 
Вышел зайчик погулять. 
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) 
Вот он скачет вниз по склону, 
Забегает в лес зелёный. 
И несётся меж стволов, 
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) 
Зайка маленький устал. 
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) 
Замер зайчик средь травы 
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Три медведя
Три медведя шли домой:
(дети идут как медведь)
Папа был большой-большой.
(поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом,
(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка,
(садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
 

Осенние игры с детьми

ОСЕННИЕ ИГРЫ
Подвижная игра «А нас дождик не намочит»
В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
Мимическая игра «Осень»
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весе лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони мая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение: Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы уди вились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широ ко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
Пальчиковая игра «Засолка капусты»
Пальчиковая гимнастика для детей , которая сопровождается стишками, очень полезна для детского развития, так как она развивает память, тактильную чувствительность, восприятие, эмоции, мелкую моторику, мышление, речь малыша.
Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы.

Пальчиковая игра «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать.
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
«Шагают» пальчиками.
(Н. Нищева)

Для детей младшего дошкольного возраста

Игровое упражнение «Почтальон принес посылку»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровое действие: Составление загадок об овощах.
Материал: Воспитатель выкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
Ход игрового упражнения
Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

Игровое упражнение «Где что зреет»
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игрового упражнения
На фланелеграф выкладывается две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши.)
Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

Игровое упражнение «Собери урожай»
Цель: Учить детей различать дары полей, садов. Помочь собрать урожай труженикам полей.
Ход игрового упражнения
Детям предлагается собрать отдельно овощи, фрукты, колоски, выставляя их перед соответствующими сюжетными картинками. Рассматривая картинки, дети составляют рассказ о том, как выращивают тот или иной урожай.

Игра «Кто скорее соберет»
(Модели – грядка, сад)
Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило
Собрать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.
Игровые действия
Поиск предметов, соревнование команд.
Ход игры
Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.
«А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец – модель «огород») овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».
Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).
Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два человека). По сигналу воспитатели (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимает корзинку, выигрывает (надо проверить не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).
После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Игра «К дереву беги»
Цель: Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игровое правило
Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три к дереву беги!». Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.
Ход игры
Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру «К дереву беги!». Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот отдает фант, а потом в конце должен отыграть его. У нас на участке есть красивое дерево. Оно и зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит ...» Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду: «Раз, два, три! К дереву беги!». Дети бегут к елке.
Воспитатель. А сейчас лена расскажет нам о каком-либо дереве. Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья. (предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.)
После рассказа-описания Лены воспитатель дает новую команду: «Раз, два, три – к дереву беги!».
В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и награждаются победители.

Игра «Что сажают в огороде»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило
Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Игровое действие
Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
Ход игры
Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы ответите «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
Воспитатель. Морковь.
Дети. Да!
Воспитатель. Огурцы.
Дети. Да!
Воспитатель. Свекла.
Дети. Да!
Воспитатель. Сливы.
Дети. Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»

Игровое упражнение «Раньше – позже»
Цель: Развивать логическое мышление.
Ход упражнения
Задание №1. На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. «Укажи картинку с изображением цветов, посаженных раньше других». (четыре картинки)
Задание №2. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. «Покажите картинку на которой луковицы посажены раньше других».
Задание №3. К рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. «Покажите картинку, где морковь посажена раньше».
Задание №4. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. «Покажите картинку, где репа посажена позже».

Игровое упражнение «Подскажи словечко»
Цель: Развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход упражнения
Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает сохранивший все фанты.
Воспитатель. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?
Дети. Цветные, не прозрачные.
Воспитатель. Ворона каркает, а сорока?
Дети. Сорока стрекочет.
Воспитатель. Петух кукарекает, а курица?
Дети. Курица кудахчет.
Воспитатель. Лягушка квакает, а лошадь?
Дети. Лошадь ржет
Воспитатель. У коровы теленок, а у овцы?
Дети. У овцы ягненок.
Воспитатель. У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Дети. У бельчонка мама белка.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»
Цель: Обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей.
Ход игры
Приготовляются фишки. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем – рыбы, в четвертом – насекомые.
Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в рад. Выигрывает выложивший больше фишек.

Игра «Беги в дом, какой назову»
Цель: Найти предмет по назначению.
Игровое действие
Бег (с увертыванием) к определенному предмету.
Игровое правило
Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.
Ход игры
Игру проводят по типу «ловишек». Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.
При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.

Игра «Найди пару»
Цель: Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
Задание. «Найти предмет по сходству».
Игровое действие
Поиски похожего предмета.
Правила
Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Оборудование
Листья трех-четырех деревьев в соответствии с количеством детей.
Ход игры
Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди». Каждый должен встать с тем деревом, от которого держит лист в руках.

Игра «Найди листок, как на дереве»
Цель: Учить детей классифицировать растения по определенному признаку.
Задание. Найти часть по целому.
Игровое правило
Искать на земле следует только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.
Ход игры
Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая первой соберется возле дерева первой.

Игра «Расскажи без слов»
(с элементами пантомимы)
Цель: Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры
Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Задание № 1. Показать, что стало холодно.
Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.
Дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.
Задание № 3. Показать, что снова светит солнышко.
Дети прыгают, бегают, веселятся.
Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.
Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.
Задание № 5. У с л о ж н е н и е. Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.
Словарное упражнение
«Кто знает, пусть продолжает»
Вариант 1. Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению.
Воспитатель. Насекомые – это...
Дети. ...муха, комар...
Воспитатель. Рыбы – это...
Дети. ...карась, щука...
Вариант 2. Воспитатель называет видовое понятие, а дети - обобщающее слово.
Воспитатель. Муха, комар – это...
Дети ...насекомые.
Воспитатель. Золотая рыбка, карась – это...
Дети. ...рыбы.

Дидактическое упражнение «Третий лишний»
На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка. Две рыбки (карась, щука) и одна лягушка. Дети должны определить, кто лишний.
Игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв)

Дидактическое упражнение «Что изменилось»
Вариант 1. На столе три-четыре карточки с изображением насекомых, рыб. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из них и спрашивает: «Что изменилось?»
Вариант 2. На столе выкладываются пять-шесть картинок и не убираются, а меняются местами. Вопрос тот же, что и в первом варианте.

Словарная игра «Повторяй друг за другом»
Играющий называет любое слово (или насекомое или рыбу). Например, «жук». Второй повторяет названное слово и добавляет свое (жук, комар...). Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
Можно играть с одним или несколькими детьми.

Лепка, консультация

Ещё в младшем группе воспитанники детского сада на занятиях лепят грибы. Эта тема ребятам предлагается и в более старшем возрасте, что вовсе не случайно. Ведь данный образ, с одной стороны, создать легко, с другой же — он таит в себе большой потенциал для отработки различных приёмов лепки, проработки деталей, декорирования. Как же интересно провести занятие по теме «Грибы» в средней группе? Насколько сложными будут пластилиновые поделки? Как разнообразить композицию?Так, если во второй младшей группе малыши на занятиях лепкой создают примитивные образы грибов (просто столбик со шляпкой в виде шарика или лепёшки — не уделяется особого внимания цвету, форме, характерным особенностям), то в среднем дошкольном возрасте образ гриба уже прорабатывается более детально.Воспитатель объясняет ребятам, что каждый грибок имеет характерные особенности, не похож на остальные. Например, у боровичка будет толстая светлая ножка и коричневая шляпка, у мухомора — более тонкая длинная ножка белого цвета и конусообразная ярко-красная шляпка с белыми крапинками, лисички — рыженькие с вогнутой шляпкой, плавно переходящей в ножку, и т. д. При объяснении необходима опора на наглядность — соответствующие тематические картинки, а ещё лучше муляжи конкретных грибов.В средней группе педагог побуждает детей самим определять цвета пластилина, необходимые им для лепки конкретного гриба. Это формирует у ребят самостоятельность мышления, наблюдательность. Также ребята самостоятельно могут отделить от большого куска необходимое количество материала для изготовления определённой детали.

Тематическая прогулка "Осень"

Задачи:

 

Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц.

 

Закрепить знания о зависимости растений, животных от условий внешней среды.

 

Развивать познавательный интерес.

 

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

 

Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.

 

Воспитывать желание трудиться сообща, помогать взрослым, доводить начатое до конца.

 

Формировать представление о значимости труда для окружающих.

 

Развивать подвижность.

 

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

 

Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, конверт с письмом от Лесовичка, выносные игрушки.

 

Виды детской деятельности, используемые на прогулки: дидактическая игра, трудовая деятельность, беседа, игры различной подвижности.

 

Место проведения: территория ДОУ.

 

Ход прогулки.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

 

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Как такое время года зовётся? (осень)

 

Воспитатель: Да, это осень. Кто расскажет стихотворение об осени. (Дети рассказывают знакомые стихотворения)

 

Воспитатель: Ребята, какие приметы осени, вы знаете? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме.)

 

Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная) Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осенним воздухом.

 

Дыхательное упражнение

 

«Запахи природы»

 

Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья) Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят) Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)

 

Воспитатель: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю (дети выполняют произвольные движения)

 

Игра малой подвижности «Осенние листочки»

 

Цель: побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений.

 

«Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Словно опять закружиться хотят.»

 

Воспитатель: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад) Давайте посмотрим, с каких деревьев листья.

 

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

 

Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

 

Воспитатель: А что ещё растёт на нашем участке? (кустарники)

 

Чем отличается кустарник от дерева? (нет ствола, низкий, листья маленькие, есть ягоды)

 

Воспитатель замечает на участке птиц.

 

Воспитатель: Ребята, кто это? Какая птица? Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)

 

Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (стало холодно)

 

Как называют таких птиц? (перелётные)

 

Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами? (зимующие)

 

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.

 

Подвижная игра «Перелёт птиц»

 

Цель: развивать у детей выдержку, умение ориентироваться в пространстве и двигаться по сигналу; упражнять в беге.

 

Индивидуальная работа:

 

Развитие движений.

 

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).

 

Воспитателю открывает конверт с письмом.

 

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовичка, давайте его прочтём.

 

«Дорогие ребята! Я, Лесовичок, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, собрать осенние листья. Мне одному не справиться.

 

Лесовичок.»

 

Воспитатель: Ребята, поможем Лесовику навести порядок на нашем участке? (Дети выполняют задание.)

 

Воспитатель: Ну что же, ребята, я думаю, мы славно потрудились. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

 

Игры детей с выносным материалом по интересам.

 

 

 

 

Выступление из опыта работы «Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности дошкольников»

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

   Современные дети значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка велико. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.
Использование нетрадиционных методов в игре способствует познанию детей самих себя, осознанию своей деятельности, качеств и свойств личности, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, развивает коммуникативные навыки; развивает общую и речевую моторику.
Театрализованные игры имеют огромное воспитательное значение. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Целью моей работы в данном направлении является развитие интереса к театрализованной деятельности посредством использования нетрадиционных техник и достигается она через реализацию следующих задач:
- создавать благоприятный эмоциональный фон для повышения у детей мотивации к участию в театральных играх, снятия напряжённости;
- развивать творческие способности; общую и мелкую моторики; психические процессы;
- воспитывать положительные личностные качества; чувство коллективизма;
- развивать коммуникативные качества личности; 
- развивать эмоционально-волевую сферу ребенка;
- познакомить детей с детской литературой, привить устойчивый интерес;
- формировать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к взаимодействию с педагогом;
- поиск новых педагогических идей для обновления содержания и методики театрализованной деятельности дошкольников.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным? 
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
Если использовать нетрадиционные приемы в обыгрывании сказок, то это поможет ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Под влиянием интереса и других положительных эмоций всё увиденное и услышанное будет усваиваться с лёгкостью и запоминаться надолго.
Работая с детьми, я использую методы, приемы и средства, способствующие лучшему усвоению программного материала. На моих занятиях дошкольники чувствуют себя естественно и раскрепощено.
Приобщая детей к созданию атрибутов для игр, игрового пространства, путём построек из песка, оформлением из природного материала (веточек, шишек, семечек и т. д., мы, тем самым, превращаем игровой процесс в интересный и веселый труд. 
Недавно, например, у нас проводилась театральная игра «Заячья избушка», где мы построили домик для лисички из настоящего снега, а домик для зайчика – из деревянных палочек. Какого же было изумление детей, когда в процессе обыгрывания сказки, ледяная избушка лисы и правда начала таять! Ведь это такой незаменимый опыт для детей.
Использование нетрадиционных приемов дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребёнок начинает ценить красивое, и, чувствуя уважение к себе, как к равному, начинает раскрепощаться и творить.
Если вы со своими ребятами в группе хотя бы иногда будете вместе мастерить какую-нибудь сказку из природного материала, то поверьте – ваши дети станут добрее друг к другу, бережливее по отношению к природе, находчивее и сообразительнее, увереннее в собственных силах. А значит, ваши усилия не напрасны.
Именно в настольном театре есть возможность использовать богатство природного материала. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Работа с природным материалом заключает в себе формирование первых трудовых навыков. 
Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке, на котором оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек, растений.
Находящийся в естественном природном окружении песок побуждает ребенка к спонтанной изобразительной деятельности. Ребенок может наполнять песком формочки и делать «пирожки», оставлять на песке отпечатки своих рук, чертить линии, создавать из песка горки, рыть ямки и тоннели, а также пытаться строить замки.
 В процессе подготовки к игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Основная цель проведения развивающих игр с песком – это эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций.
На основе использования песка и природных материалов можно организовывать невероятное количество театральных игр, имеющих воспитательную и образовательную направленность и призванных решать задачи познавательного и эмоционального развития.
Значит, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучия эмоциональной сферы.
Анализ моей работы по данной теме показал, что развитие интереса ребенка к театральной деятельности, благодаря использованию нетрадиционных методов, дает положительные результаты. Дети проявляют интерес к театральной деятельности; развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности; формируется чувство коллективизма, коммуникабельность; идет развитие речевых и познавательных функций. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; повысилась и усовершенствовалась интонационная выразительность речи;
усовершенствовались исполнительские умения; дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё. Коллективная театрализованная деятельность создаёт условия для социализации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Таким образом, использование нетрадиционных приемов в театрализованной деятельности позволило мне заинтересовать детей, удержать их внимание, развить их связную речь, помочь им преодолеть трудности в общении. Включение в театрализованную деятельность нетрадиционных приемов является мощным психологическим средством развития интереса к данному виду деятельности, благоприятно сказывается на развитии речи, эмоциональном развитии, развитии звукопроизношения и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
 

Сюжетно-ролевые игры, консультация

 

Дошкольное детство – это самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действие и поступки своих товарищей и свои собственные.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и говорят, что иногда надо делать то, что совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям, к людям, к вещам. В игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам правилам поведения в обществе.

Виды сюжетных игр, которые можно использовать на прогулке:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники» и т.д. В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей, темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, больница). Разыгрывая роли взрослых, дети устанавливают представление о правилах поведения в обществе.

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.).

Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

«Режиссерские» игры. Дети «учат» свои игрушки «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью. 

При руководстве сюжетно-ролевыми играми воспитатель выделяет основные задачи:

Развитие игры как деятельности;

Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др. 

Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях. 

Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре могут найти отражение отрицательные стороны жизни взрослых. Воспитатель, руководя игрой, должен обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.

Цель сюжетно-ролевых игр на прогулке – это разнообразие предметно-игровой среды на участке, обогащающее ролевое взаимодействие детей, а основной принцип размещение конструкций – сочетание групповых площадок с общими тематическими игровыми площадками, на которых размещены наиболее крупные формы.

Конструкции, которые можно разместить на участках:

«Поляна сказок», где представлены герои русского фольклора. Здесь можно организовать сюжетно-ролевые игры «Волшебная страна», «Театр», «Путешествие на сказочную полянку» и др.

«Туристический городок». Сооружения ( мосты, горы, пещеры и др.) – это все то, что объединено темой преодоления препятствий. Дети, играя в путешествия и походы в горы, через леса и реки имеет возможность укрыться в палатке или пещере от дождя и снега, помочь друг другу переправиться на другой берег реки или выбраться из «таежного бурелома». В этих играх-походах у детей формируются такие нравственные ценности, как долг, дружба, взаимовыручка, мужественность, моральные качества, такие как ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование целей, умение решать спорные вопросы.

«Заповедный уголок», в котором отражается особый колорит родной природы. Здесь дети могут отдохнуть после сложного похода, знакомятся с литературными произведениями, на основе которых можно организовать много сюжетных игр. В теплый период года можно делать украшения из камушков, шишек, ягод, глины и т.д.

Прежде, чем установить игровое оборудование на каждом участке следует максимально использовать особенности ландшафта и учитывать принцип динамичности. Например, вертолет стоит на более высоком участке, возвышаясь над другими постройками, его нос опущен к земле, словно вертолет собирается приземлиться. А поезд поставить так, будто он выезжает из-за поворота. Можно поставить несколько домиков на открытом пространстве, где дети будут играть в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и др. Другие домики поставить под деревьями, и они превратятся в дом бабушки Красной Шапочки или в дом Михаила Иваныча из сказки «Три медведя». Крытые прогулочные веранды позволяют в любую погоду, независимо от времени года, организовать игры на разные сюжеты.

Учитывая принцип динамичности, можно менять игровую среду. Дети ходят на участки других групп. Это позволяет обогащать известные игры эмоциями и новыми, необычными сюжетами, взаимоотношениями.

Такие игровые конструкции, как машины, автобус, корабль, вертолет помогают в воспитании у детей патриотизма и подготовке мальчиков к выполнению мужских социальных ролей в обществе и семье. Играя, дети воссоздает ситуации из жизни взрослых: на вертолете отряд специального назначение или МЧС летит на помощь взрослым.

Площадка «Морская гавань». Дети встречают вернувшийся из дальнего плавания корабль. Также игры позволяют обыгрывать роли, для исполнения которых у детей нет собственного опыта.

Игра не увлечет детей, не вызовет эмоций, не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами, если педагог не будет использовать приемы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обогащение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

Приемы, используемые до прогулки, т.е. до выхода на улицу:

Беседы с детьми с целью выявления их представления о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний

Чтение литературных произведений

Выбор с детьми атрибутов и игрушек-самоделок, которые нужно взять с собой

Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинам

Уточнение важных моментов (можно использовать на улице непосредственно перед игрой). Вместе с детьми решить, какие правила игры могут быть установлены, куда отправимся, с какой целью (встретимся с друзьями, придем на помощь людям).

Распределение ролей. Предложить детям самим решить, кто кем хочет быть. Чтобы дети действовали самостоятельно, не надо заставлять их делать то, что они не хотят.

Необходимо организовать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Wednesday the 4th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov