Технология "Ситуация", консультацция

 

Технология «Ситуация» используется педагогами нашей образовательной организации на занятиях познавательного и речевого развития. Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций: образовательная ситуация «открытия» нового знания, образовательная ситуация тренировочного типа, образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая). В настоящей статье рассмотрим подробнее организацию образовательной ситуации «открытия» нового знания. Задачами образовательной ситуации «открытия» нового знания являются: − расширение системы знаний ребенка путем включения в нее нового знания, − формирование способности ребенка к освоению нового способа действия. Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты: введение в ситуацию; актуализация знаний и умений; затруднение в ситуации; открытие «нового» знания; включение «нового» знания в систему знаний; осмысление. Рассмотрим подробнее, каким образом реализуются перечисленные структурные моменты ситуации «открытия» нового знания в практике образовательной деятельности дошкольников. Введение в ситуацию. На данном этапе с помощью личностно-значимой беседы, связанной с жизненным опытом детей, мы создаем условия для возникновения у дошкольников внутренней потребности включения в деятельность. Далее происходит плавный переход к сюжету занятия и постановка «детской цели», которая не имеет ничего общего с программными задачами. Эта цель может быть связана с сиюминутными желаниями детей — поиграть, а так же, и важная для других — помочь кому-либо. В конце этапа вопросами «Хотите?», «Сможете?» формируем уверенность детей в собственных силах. Приведем примеры. 1) Вид деятельности: коммуникативная (Развитие речи). Тема: такие разные слова. − Ребята, а вы любите играть? А во что вы любите играть больше всего? А как вы думаете, можно ли играть со словами? Хотите поиграть со словами? А сможете? 2) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов. − Ребята, вы любите гулять в осеннем лесу? Что можно там делать? Вы когда-нибудь собирали гербарий? У меня есть один знакомый мальчик, Ваня, он учится в первом классе. Ему задали собрать гербарий, но он боится, что сам не справится и просит нас помочь ему. Хотите помочь Ване? А сможете? 3) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: На лугу, в лесу, в саду. − Ребята, вы любите получать подарки? Что бы вам хотелось получить в подарок? А что лучше всего подарить маме? Конечно, лучший подарок для любой женщины, цветы. А какие цветы любят ваши мамы? Ребята, а где можно взять цветы? (В цветочном магазине). В наш цветочный магазин привезли так много цветов, что продавцы не успевают составить букеты, боятся что цветы завянут и просят нас с вами помочь. Хотите помочь продавцам? А сможете? Актуализация знаний и умений. На данном этапе мы осуществляем организацию деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт дошкольников, необходимые им для «открытия» нового знания, развиваются мыслительные операции. При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям. Приведем примеры. 1) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: обитатели живого уголка. Цель: актуализировать знания о домашних питомцах. − Ребята, Сережа помогал своей тете в зоомагазине, он чистил клетки. На клетках висели фотографии домашних питомцев, и он снял их, чтобы не испачкать. Но его младшая сестренка Оленька случайно порвала эти фотографии. И Сережа просит нас собрать вместе части фотографий, чтобы он мог их склеить. (Дети собирают разрезные картинки с изображением домашних питомцев и проговаривают, чью фотографию они собрали). 2) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: сравнение групп предметов. Знак ≠ («не равно»). Цель: актуализировать знания о сравнении равных групп предметов. − Ребята, у доктора Айболита 2 палаты. В одной лежат животные холодных стран, а в другой — животные жарких стран. Нужно расставить стаканы с лечебным соком на 2 подноса так, чтобы на подносах получились равные группы стаканов. (Дети раскладывают прямоугольники на 2 «подноса», сравнивая их по цвету и размеру). − Покажите доктору, что группы стаканов на подносах равны. (Дети с помощью счетных палочек выкладывают между подносами знак =). Затруднение в ситуации. На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Для достижения своей «детской» цели, ребенку необходимо выполнить некое действие, связанное напрямую с «новым» знанием, понятием или способом действия, которое ему предстоит «открыть», и которое у него пока еще отсутствует. С помощью вопроса «Смогли…?» мы помогаем осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить требуемое действие. Далее формируем у детей опыт целеполагания с помощью вопросов «Значит, что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться?» Приведем примеры. 1) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов и символы. Перед каждым ребенком лежит рисунок, на котором изображены три полки с товарами: на одной — товары желтого и красного цвета, на другой — круглые и квадратные, а на третьей — большие и маленькие. Воспитатель просит детей-продавцов написать значком (условным знаком), какой товар находится на полке. Дети в затруднении. − Смогли записать? − Не смогли. − Почему не смогли? − Не знаем значка, который обозначает цвет, форму и размер. (Перед этим дети вспоминали, что они знают знак, обозначающий количество — цифру). − Значит, что нам нужно узнать? − Значки, которыми обозначают цвет, форму и размер. 2) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: на лугу, в лесу, в саду. Дети помогли продавцу расставить цветы, которые они знают, по вазам: в одну — садовые, в другую — луговые, в третью — лесные. Воспитатель сообщает детям, что в магазин завезли еще несколько цветов, их нужно тоже поставить в вазу, в зависимости от места произрастания. Дети в затруднении. − Смогли помочь продавцу? − Не смогли. − Почему не смогли? − Не знаем, где растут эти цветы. − Значит, что нам нужно узнать? − Где растут эти цветы. Открытие «нового» знания. С помощью вопросов «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения — спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому. В конце этапа «новое» знание обязательно фиксируется детьми в речи или с помощью знаков. Приведем примеры. 1) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов и символы. Дети предлагают способ открытия нового знания — придумать самому. Воспитатель выслушивает все предложения и тактично подводит к тому, что цвет будем обозначать цветным пятнышком, форму — незакрашеной геометрической фигурой, а размер — большим и маленьким деревом. После того как дети обозначат значками товары на полках, воспитатель предлагает проверить себя с помощью образца в рабочей тетради, где расположена таблица свойств предметов. Дети понимают, что они «придумали» правильно, возникает ситуация успеха. По таблице еще раз проговаривается способ обозначения свойств предметов. 2) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: на лугу, в лесу, в саду. Дети предлагают способы получения нового знания и приходят к выводу, что лучше всего посмотреть в информационном источнике. Педагог подводит их к плакату с изображениями лесных, луговых и садовых цветов. Дети отыскивают изображение своего неизвестного цветка, воспитатель называет цветок, дети проговаривают: «Георгин — садовый цветок» и ставят его в вазу с другими садовыми цветами и т. д. Все справились, возникает ситуация успеха. Включение «нового» знания в систему знаний. На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях (вариативно — воспроизводящей деятельности). Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность, педагог направляет детей, используя вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др. Часто организуем самопроверку по образцу или взаимопроверку. Используем различные формы работы — в группах, в парах и индивидуально. Осмысление. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания, умения, личностные качества вам помогли?» подводим детей к тому, что «детской» цели они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя. − Вам удалось помочь доктору Айболиту, потому что вы узнали как сравнивать группы предметов и знак «не равно». − Почему сумели помочь Сереже? − Потому что мы узнали о домашних питомцах и способы ухода за ними. Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.

ПРОЕКТ «ВИТАМИНЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ» , группа Цветные ладошки

 

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)

Актуальность темы

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя". Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. И особенно важно уметь правильно организовывать свое питание. Кроме того, человек, умеющий правильно, с пользой есть, всегда привлекателен, однако следует подчеркнуть, что эти навыки легче всего и надежнее формируются в детстве. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

Проблема: недостаточная сформированность у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Цель проекта: - формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения, развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
  2. Продолжать формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
  4. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
  5. Формировать умение детей изображать овощи, фрукты и ягоды на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду, используя различные способы и средства изображения.
  6. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
  7. Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.

 

Методы реализации:

  • Речевая деятельность
  • Художественная деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Игровая деятельность
  • Изобразительная деятельность
  • Взаимодействие с родителями

Основные средства:

  1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
  2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
  3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
  4. Обогащение предметно-развивающей среды.
  5. Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.
  6. Проведение выставок детского и взрослого творчества.

Ожидаемый результат:

  • развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
  • создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;

Этапы реализации проекта.

1 этап-Подготовительный

  1. Беседа для уточнения представлений детей о полезных продуктах, витаминах и их значении для жизни
  2. Подбор дидактических игр
  3. Подбор художественной литературы
  4. .Подготовка методического обеспечения
  5. Консультации

2 этап-Основной

  1. Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о витаминах, о правильном питании через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
  2. Реализация плановых мероприятий

3 этап- заключительный

  1. Подведение итогов
  2. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями

Примерная схема осуществления проекта:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

  • Приготовим суп
  • Кукла заболела
  • Вершки и корешки
  • Овощи и фрукты
  • Узнай на вкус
  • Настольные игры: лото, домино, пазлы
  • Подбери по цвету
  • Раз, два, три к дереву беги
  • Огород
  • Угадай, какой овощ
  • Волшебный мешочек
  • Вылечим Мишутку
  • Съедобное- несъедобное
  • Кто что любит кушать
  • Разложи по тарелочкам фрукты
  • Собери овощи в корзину
  • Что где растет
  • Опиши овощи, фрукты
  • Найди пару
  • Что знаешь кислое, сладкое, горькое
  • Интерактивная игра «Фрукты-овощи»
  • Магазин
  • Больница
  • Овощной магазин
  • Аптека
  • Прятки
  • Третий лишний
  • Во саду ли в огороде
  • Дед Мазай
  • Принеси названный предмет
  • Ловишки – убежим от вируса
  • Собери витамины

 

 

 

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Беседы

Фольклор

  • Как витамины вирус победи
  • Как Вася закалялся от болезней
  • Витамины, которые мы вырастили на д/с огороде
  • Роль витаминов в жизни человека
  • Где живут витамины
  • Как витамины вирус победили
  • Что растет на огороде
  • О пользе овощей и фруктов
  • О пользе еды
  • Что растет в саду
  • Питание и здоровье
  • Песенки
  • Потешки
  • Пословицы
  • Поговорки
  • Сказки
  • Загадки

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Средний дошкольный возраст

С.Георгиев «Бабушкин садик»

Г.Остер» Хорошо спрятанная котлета»

Д.Самойлов «У слоненка день рождения»

К.Чуковский «Федорино горе», «Тараканище»

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Беседы

  • «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу»
  • Рассматривание альбома «Овощи и фрукты»
  • Рассматривание иллюстраций, муляжей фруктов, овощей, ягод

 

 

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

рисование

аппликация

Лепка

Гуашь: яблоко, огурец, вишня

Натюрморт с овощами, фруктами

Яблоки созрели

Ягоды и фрукты

Овощи

Овощи и фрукты, ягоды

Кладовая витаминов

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

 

беседы

Наглядность

*О пользе овощей и фруктов

*о пользе витаминов

*витамины в рационе ребенка

*что приготовить детям

«Витамины-наши друзья»

Папки «Правильное питание»

 

Подведение итогов: Презентация.

 

Экологическое воспитание, Работа в огороде осенью, консультация

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок – это одно из важных условий организации работы с детьми по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию. Особое значение имеет наличие огорода и цветника.

Создание огорода на участке детского сада дает нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия. 

Нами были выбраны следующие растения для посадки на огороде: картофель, свекла, фасоль, кукуруза, укроп. Иллюстрации с изображением посаженных растений и их плодов наглядно показывали, что вырастет из семян. Выбор данных растений обусловлен их наглядностью, легкостью и доступностью для детского восприятия, так как плоды этих растений являются непременной составной частью в меню детского сада.

 

 Растения с огорода использовались в работе по развитию речевых навыков: пальчиковая гимнастика «Огород».

  

В огороде много гряд,

  Тут и репа, и салат,

  Тут и свекла, и горох,

   А картофель разве плох?

   Наш зеленый огород.

 

Разучивали стихи, связанные с огородом

 

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали,

 

 

 

Грабли в руки взяли, 

Грядки разровняли.

Семена рядами 

Дружно мы сажали,

А потом водою 

Теплой поливали. 

 

Загадывали загадки об овощах, растущих на огороде:

                                                                                                                                             На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков …горох. Над землёй трава, под землёй – бордовая голова. (свёкла) Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали ,а копать под осень стали –не одну нашли, а десять.(картошка)            

 Неказиста, шишковата, а придёт на стол она –скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна,». (картошка)                       

 Жёлтым зонтиком расцвёл друг всех овощей …укроп. В огороде хоть росла -знает ноты «соль» и «фа». (фасоль) В этих жёлтых пирамидках сотни зёрен аппетитных. (кукуруза)

 

Овощи с огорода особенно вкусны и полезны, потому что выращены своими руками. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на огороде. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

Для художественно- эстетического развития огород был окружен заборчиком, украшен пугалом.

День защиты детей в группе "Цветные ладошки""

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»

Вид проекта: долгосрочный, групповой, ролево-игровой, творческий.

Целевая аудитория: воспитанник(2 младшая группа), родители.

Обоснование актуальности и значимости проекта

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства. Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.

Цель:

Приобщение детей к сказкам посредством различных видов театра, развитие творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста. Задачи:

1. Формировать у детей младшего дошкольного возраста представления о театре, эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Знакомить с литературными произведениями для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

 3. Создавать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию интереса к театрализованной деятельности.

4. Формировать умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.

5. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

6. Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

7. Привлекать родителей к активному участию в проектной деятельности детей.

8. Создать продукт, как итог проекта, на основе предпочтений детей.

Ресурсное обеспечение:

• настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба»

• пальчиковый театр: «Репка», «Теремок»,

• театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка», «Колобок»

• костюмы к сказке «Репка», «Курочка ряба»,

• сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.

• дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», мозаика «Репка», театр на кубиках «Три поросенка», «Волк и 7 козлят».

Предварительная работа:

Для работы над проектом создана содержательная развивающая предметно-пространственная среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм. В группе детского сада организован центр для театрализованных игр и представлений, где собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, би-ба-бо, пальчиковый, теневой, на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски). Есть уголок ряженья, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм. В литературном уголке хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки; книжки-панорамы.

Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей, музыкальный уголок, где подобраны разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.

1 Этап (подготовительный)

1. Опрос родителей «Любите ли Вы театр?»

2. Наглядная информация для родителей: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста».

3. Определение целей и задач.

4. Составление плана деятельности в рамках проекта.

5. Проведение индивидуальных бесед с родителями по выявлению их заинтересованности в данной деятельности: пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей. 6. Разработка НОД, развлечений и досугов, картотеки по эмоциональному развитию детей, картотеки игр для развития фантазии и воображения.

 7. Подбор игр, стихов, загадок, сказок, сюжетных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

8. Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на палочках, театр на дисках)

9. Изготовление мнемотаблиц по сказкам и загадкам, тактильных дощечек, дидактических игр по русским народным сказкам.

 

2 Этап (основной этап)

Взаимодействие с детьми:

• Познавательное развитие

1. Беседа «Что такое театр?»

2. Дидактические игры по сказкам: «Кто прячется в сказке?», «Составь сказку» (из геометрических фигур, «Кто лишний?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару», Чего (кого) не стало?», «Найди ошибки художника», «Из какой сказки?», Пазлы по сказкам.

3. Рассматривание иллюстраций по сказкам, о театре.

4. Игры-лабиринты по сказкам, игры с кубиками «Собери сказку». •

·        Художественно-эстетическое развитие

1. Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) и обыгрывание их с помощью различных видов театра.

2. Пение песенок: «Я пеку, пеку, пеку…».

3. Разучивание танцев: «Танец игрушек», «Танец козляток».

4. Аппликация «Мороженое», «Баночка с вареньем», рисование «Козочка».

5. Рисование с родителями «Мой любимый сказочный герой», «Животные в сказках».

6. Разукрашивание картинок по русским народным сказкам.

7. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи.

8. Просмотр представления театральной студии «Капитошка», «На морском дне».

9. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.

10. Изготовление атрибутов для инсценировок.

 

• Социально-коммуникативное развитие.

 1. Игры с детьми на развитие эмоций (пиктограммы)

2. Мимическая гимнастика.

3. Разыгрывание этюдов (показ различных внутренних состояний героев).

4. Помощь воспитателю в ремонте книг.

 

• Речевое развитие

1. Чтение художественной литературы: сказки, стихи, потешки…

2. Рассматривание иллюстраций к произведениям.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Моделирование сказок с использованием мнемотаблиц.

5. Отгадывание загадок.

6. Презентация «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем!»

7. НОД. 8. Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?», «Кто как голос подает?» …

 

 • Физическое развитие

1. Разучивание физкультминуток.

2. Пальчиковые игры.

3. Подвижные игры с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробышки и кот», «Лягушка», «Зайчик беленький сидит» …

4. Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи, как ходит мишка, лисичка…».

 

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

2. Памятка «Игры для развития речи детей 3-4 лет».

3. Анкетирование «Как вы развиваете речь ребенка?».

4. Консультация «Чем полезна сказка?», «Воспитание сказкой», «Роль книги в жизни ребенка».

 5. Папка-передвижка «Кукольный театр».

6. Изготовление и пошив костюмов для инсценировки.

 

 3 Этап (заключительный этап)

1. Составление книги сказок собственного сочинения с иллюстрациями детей: «В гостях у сказки».

2. Презентация: показ детьми сказки «Теремок».

 

3. Анализ проекта.

Итоги проекта:

1. У детей младшего дошкольного возраста сформированы представления о театре, эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Дети ознакомлены с литературными произведениями для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

3. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию интереса к театрализованной деятельности.

4. У детей сформированы умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.

5. У детей развиты художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

6. Дети обладают положительными чертами характера (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие).

7. Родители активно принимают участие в проектной деятельности детей.

 

8. Создан продукт, как итог проекта, на основе предпочтений детей. Заключение Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка. Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»

Вид проекта: долгосрочный, групповой, ролево-игровой, творческий.

Целевая аудитория: воспитанник(2 младшая группа), родители.

Обоснование актуальности и значимости проекта

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства. Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.

Цель:

Приобщение детей к сказкам посредством различных видов театра, развитие творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста. Задачи:

1. Формировать у детей младшего дошкольного возраста представления о театре, эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Знакомить с литературными произведениями для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

 3. Создавать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию интереса к театрализованной деятельности.

4. Формировать умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.

5. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

6. Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

7. Привлекать родителей к активному участию в проектной деятельности детей.

8. Создать продукт, как итог проекта, на основе предпочтений детей.

Ресурсное обеспечение:

• настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба»

• пальчиковый театр: «Репка», «Теремок»,

• театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка», «Колобок»

• костюмы к сказке «Репка», «Курочка ряба»,

• сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.

• дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», мозаика «Репка», театр на кубиках «Три поросенка», «Волк и 7 козлят».

Предварительная работа:

Для работы над проектом создана содержательная развивающая предметно-пространственная среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм. В группе детского сада организован центр для театрализованных игр и представлений, где собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, би-ба-бо, пальчиковый, теневой, на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски). Есть уголок ряженья, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм. В литературном уголке хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки; книжки-панорамы.

Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей, музыкальный уголок, где подобраны разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.

1 Этап (подготовительный)

1. Опрос родителей «Любите ли Вы театр?»

2. Наглядная информация для родителей: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста».

3. Определение целей и задач.

4. Составление плана деятельности в рамках проекта.

5. Проведение индивидуальных бесед с родителями по выявлению их заинтересованности в данной деятельности: пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей. 6. Разработка НОД, развлечений и досугов, картотеки по эмоциональному развитию детей, картотеки игр для развития фантазии и воображения.

 7. Подбор игр, стихов, загадок, сказок, сюжетных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

8. Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на палочках, театр на дисках)

9. Изготовление мнемотаблиц по сказкам и загадкам, тактильных дощечек, дидактических игр по русским народным сказкам.

 

2 Этап (основной этап)

Взаимодействие с детьми:

• Познавательное развитие

1. Беседа «Что такое театр?»

2. Дидактические игры по сказкам: «Кто прячется в сказке?», «Составь сказку» (из геометрических фигур, «Кто лишний?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару», Чего (кого) не стало?», «Найди ошибки художника», «Из какой сказки?», Пазлы по сказкам.

3. Рассматривание иллюстраций по сказкам, о театре.

4. Игры-лабиринты по сказкам, игры с кубиками «Собери сказку». •

·        Художественно-эстетическое развитие

1. Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) и обыгрывание их с помощью различных видов театра.

2. Пение песенок: «Я пеку, пеку, пеку…».

3. Разучивание танцев: «Танец игрушек», «Танец козляток».

4. Аппликация «Мороженое», «Баночка с вареньем», рисование «Козочка».

5. Рисование с родителями «Мой любимый сказочный герой», «Животные в сказках».

6. Разукрашивание картинок по русским народным сказкам.

7. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи.

8. Просмотр представления театральной студии «Капитошка», «На морском дне».

9. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.

10. Изготовление атрибутов для инсценировок.

 

• Социально-коммуникативное развитие.

 1. Игры с детьми на развитие эмоций (пиктограммы)

2. Мимическая гимнастика.

3. Разыгрывание этюдов (показ различных внутренних состояний героев).

4. Помощь воспитателю в ремонте книг.

 

• Речевое развитие

1. Чтение художественной литературы: сказки, стихи, потешки…

2. Рассматривание иллюстраций к произведениям.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Моделирование сказок с использованием мнемотаблиц.

5. Отгадывание загадок.

6. Презентация «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем!»

7. НОД. 8. Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?», «Кто как голос подает?» …

 

 • Физическое развитие

1. Разучивание физкультминуток.

2. Пальчиковые игры.

3. Подвижные игры с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробышки и кот», «Лягушка», «Зайчик беленький сидит» …

4. Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи, как ходит мишка, лисичка…».

 

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

2. Памятка «Игры для развития речи детей 3-4 лет».

3. Анкетирование «Как вы развиваете речь ребенка?».

4. Консультация «Чем полезна сказка?», «Воспитание сказкой», «Роль книги в жизни ребенка».

 5. Папка-передвижка «Кукольный театр».

6. Изготовление и пошив костюмов для инсценировки.

 

 3 Этап (заключительный этап)

1. Составление книги сказок собственного сочинения с иллюстрациями детей: «В гостях у сказки».

2. Презентация: показ детьми сказки «Теремок».

 

3. Анализ проекта.

Итоги проекта:

1. У детей младшего дошкольного возраста сформированы представления о театре, эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Дети ознакомлены с литературными произведениями для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

3. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию интереса к театрализованной деятельности.

4. У детей сформированы умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.

5. У детей развиты художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

6. Дети обладают положительными чертами характера (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие).

7. Родители активно принимают участие в проектной деятельности детей.

8. Создан продукт, как итог проекта, на основе предпочтений детей. Заключение Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка. Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Атуальность темы: Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей  дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Цель:  Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей.

ЗАДАЧИ:

1.Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности.

  1. Систематизировать знания педагогов в особенностях и условиях развития речи детей.

3.Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.

 

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

 Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать  ее в едином процессе.

  • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
  • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
  • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
  • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
  • В процессе  работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального  воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

 Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

 

Основные направления речевой работы в театральной деятельности:

Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
 - Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
- Развитие сценического мастерства и речевой   деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

 

Значение театрализованной деятельности

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • совершенствует артикуляционный аппарат
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • дети получают эмоциональный подъём
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • позволяет формировать опыт социального поведения
  • стимулирует активную речь

 

Театрализованную игру  исследователь  Л.В.Артёмова  делит на две группы:
режиссерские  и   игры – драматизации.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

      Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

 игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

 

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами"

Ребёнок «озвучивая» героев и комментируя сюжет, использует разные средства вербальной выразительности.

        Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете    или выступает как режиссёр   импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

         Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

Виды театра

  • Стендовый Настольный    Кукольный    Живая кукла

Речь ребенка и различные виды театра

Пальчиковый театр: Способствует развитию речи, внимания, памяти;

  • формирует пространственные представления;
  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
  • Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития 

Вязаный театр: Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию;

  • Формирует творческие способности, артистизм;
  • Обогащает пассивный и активный словарь 

Конусный :

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью;

  • Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи. 

Театр топотушки   (тамтамарески):

  • Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
  • Знакомит с народным творчеством;

 Обучает навыкам общения, игры, счета

Стендовый:

  • Развивает творческие способности;
  • Содействует эстетическому воспитанию;
  • Развиваюет ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи. 

Теневой: Развивает  пластичность, подвижность, чувство ритма, координацию движений;

  • Развивать тембр голоса;
  • Умение раскрепоститься. вести диалогическую и монологическую речь.

Театр Би-ба-бо

  • Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • Помогает справиться с переживаниями, страхами;
  • Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети. 
  • Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой. 
  • Развивает абстрактное мышление

Костюмированный театр

  • способствует активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.
  • способствует реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощению и повышению личной самооценки.

Вывод:

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать  богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Деловая игра для воспитателей "Театральный ринг"

Цель: расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность ее использования в процессе развития речи дошкольников.

Тест «Вы творческий человек?»

  1. Задание. Разминка   «Да-Нет»

1.Команды  быстро и односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

Для 1 команды:

  • В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

Для 2 команды:

  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  • Детей 5 лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
  • Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

2.На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения?

Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.

(характеризует 1 команда)    (характеризует 2 команда)

Режиссерские игры

Игры-драматизации

  • настольный театр картинок и игрушек;
  • теневой театр;
  • театр на фланелеграфе;
  • стенд-книжка.
  • игры-драматизации с пальчиками;
  • с куклами би-ба-бо;
  • импровизации;
  • с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности-интонацию, мимику, пантомиму.

ЗАДАНИЕ №2 «Артикуляционная сказка».

Перед вами лежат картинки с артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляцонную сказку  с этими упражнениями.

Например, по ТЕМЕ: « ТРАНСПОРТ»

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок).  Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

ЗАДАНИЕ № 3  «СКОРОГОВОРКИ Н А РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.  

Еле-еле Елизар,   Едет-едет на базар. 
А с базара, а с базара,   Не догонишь Елизара. 

Мама шьет сорочку дочке.  Строчит строчки на сорочке. 
Срочно строчит сорок строчек:   Растет дочка, как росточек.   

Променяла Прасковья карася  На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,  Простудились поросята, да не все.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Грабь граблями гравий, краб!

  ЗАДАНИЕ № 4  «Сказка на букву».

Я называю букву - вы называете сказку на эту букву. А – “Айболит”, “Аленький цветочек”; Б – “Буратино”, В – “Волк и семеро козлят”; Г – “Гуси-лебеди”; З – “Заюшкина избушка”; К – “Кот, лиса и петух”, “Красная шапочка”; Л –“Лиса и журавль”; М – “Медведь и Машенька”; П – “По щучьему веленью”; С – “Сивко-Бурко”; Т – “Три поросенка”, “Три медведя”; Ц – “Царевна-Лягушка”.

  ЗАДАНИЕ № 5 «Черный ящик» //задание для двух команд//     Внимание! Вопрос!

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//

Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»

ЗАДАНИЕ № 6  «Реши пример. Герой + предмет = сказка».

Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания.

Задание для первой команды:

1.Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? //К.И. Чуковский Мойдодыр//

2.Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? // Шарль Перро «Кот в сапогах»// 

Задание для второй команды:

1.Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//

2.Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//

ЗАДАНИЕ № 7 Решение кроссвордов.

  1. Место для представлений, зрелищ.
  2. Кто пишет пьесы для представления?
  3. Кто руководит постановкой спектакля?
  4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.
  5. Человек, управляющий оркестром
  6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектак­лям.
  7. Музыкально – драматическое произведение, использованное в театре, где актеры поют.
  8. Работник театра, подсказывающий актёрам слова роли во время представления.
  9. Спектакль, в котором пение чередуется с разговором и танцами.

Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиcсep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6.Композитор. 7. Опера. 8. Суфлёр. 9. Оперетта.

Задание №8     «Кто вперёд»

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Вам надо подобрать картинки и вспомнить пословицы. Которые изображены на этих картинках.

Задание №9        Театральная мини-постановка сказки Теремок.

Вед. - А теперь друзья, давайте заглянем в страну Театралию. Театралия нам помогает, чтобы ребенок был какой (талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим)

(Звучит сказочная музыка. Ведущий переодевается в Петрушку)

Внимание, внимание,

Извещаем всех заранее!

Пора отправляться в страну Театралию,

Где состоится представление,

Всем на удивление!

- У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.

Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)

  1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
  2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
  3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
  4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
  5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).
  6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь) .

Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она? Отгадайте вы друзья.

Стоит избушка,  Резная верхушка,

Тесом покрыта, Щелком прошита,

Что это? (Теремок)

Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.

Петрушка. Вот стоит наш Теремок,

Как красив он и высок!

Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,

Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.

Мимо мышка пробегала.

Мышка. Познакомьтесь Мышка, я,  Брожу по лесу я,

Ищу себе домишко.  Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.

Петрушка. А вот и лягушка прискакала.

Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья, Звать Лягушкою меня! По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу. Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. По дорожке, угадай-ка,  Кто бежит к нам?

Увидал он Теремок, И на месте скок-поскок!

Зайка. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.

Петрушка.

Хорошо им в Теремочке!  Так идут, бегут денечки…

По лесу Лиса гуляла, Теремочек увидала…

Лиса. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Про слыхал про то Медведь,

Пошёл терем поглядеть… Идёт лесом, ковыляет,

Увидал он Теремок –Стукнул по стене разок…

Миша. Бурый я Лесной Медведь! Люблю громко я реветь!

Что за терем-теремок? Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,

Сладких зерен поискать.Видит: чудо-теремок .

Петя. Что за терем-теремок?  Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Терем, правда наш хорош!

Только в Терем не зайдешь!

Ты оркестр собери,  Нам скорее покажи.

Инструменты есть у нас, Вы друзья скорей берите,

Нам оркестр покажите. В теремочке чудном нашем

Мы поем, танцуем, пляшем.

Оркестр «Воздушные шарики»

(Детская фантазия обычно не знает границ, вот и я предлагаю вам, мечтателям и фантазёрам отправится в путешествие в удивительный мир Воображалии – страны, которой нет на карте. Вы – оркестр воздушных шаров. Необходимо, создать мелодию своим оркестром. Важно, внимательно слушать музыку и добавлять звук там, где на ваш взгляд это необходимо.

Предлагается надуть свой воздушный шарик и попытаться, спуская из него воздух, издать различные звуки (дать время для репетиции).  (Звучит музыка в записи).

Петрушка. Все зверята подружились.

Вот как в сказке получилось.

Тут и сказочке конец, А кто слушал — молодец!

Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.

Упражнение «Говорящие очки»

Цель: Способствовать позитивным отношениям между членами коллектива

Материалы: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.

Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот в свою очередь произносит фразу: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?». Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.

И закончить наш семинар - практикум  хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

 

Проект «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!», группа "Цветные ладошки"

 

 

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники: дети подготовительной группывоспитатели,музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: в условиях образовательного процесса в ДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!».

Задачи:

  • обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  • расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • способствовать развитию памяти, восприятия;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Подготовительный этап

  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка конспектов НОД;
  • подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
  • подбор художественного материала;
  • подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», Ягоды, грибы», «Осень»;
  • оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
  • беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

План работы с детьми по осуществлению проекта

 

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

  • «Осенний лес. Дары леса»
  • «Приметы осени»
  • «В гости к осени»

Конструирование и ручной труд из природного материала:

  • «Бабочка» (из листьев)
  • «Жар – птица» (из листьев)
  • «Лесовичок» (из шишек, желудей)

Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

-за красотой и богатством осенних красок

- за цветником

- за перелетными птицами

- за насекомыми

- за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки:«Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Экспериментирование:

«Опыты с глиной и песком»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

  • «Мы гуляли на участке»
  • «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.

Словесные игры:«Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».

Чтение художественной литературы:

  • Пословицы, поговорки, загадки об осени
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
  • А. Плещеев «Скучная картина»
  • К. Бальмонт «Осень»
  • Н. Сладков «Осень на пороге»
  • Е. Благинина «Улетают, улетели»
  • Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
  • А. Ерикеев «Наступила осень
  • Л.Толстой «Дуб и орешник»
  • З.Федоровская «Осень»
  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
  • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры:«Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы», «Следопыты».

Игры – драматизации:«Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева)

«Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Настольно – печатные игры:«Времена года»

Трудовая деятельность:

  • участие в субботнике «Чистое село»
  • сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
  • уборка опавшей листвы
  • подготовка клумбы группового участка к зиме
  • укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа:«Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

  • «Осенние деревья»
  • Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»

Рисование:

  • «Нарядные грибочки»
  • «Золотая осень» (пейзаж)

Лепка

  • «Деревья осеннего леса»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Как звери готовятся к зиме»

Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра:«Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»

  • «Осенний праздник»
  • «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования:«Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

- Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

- Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»:

- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

Мероприятия по работе с родителями:

  • Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
  • Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
  • Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
  • Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;
  • Организация выставок детских работ;
  • Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;
  • Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Осень – славная пора!»

Продукт проектной деятельности:

  • семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
  • альбом с загадками «Осень»;
  • гербарий «Деревья, кустарники»;
  • книжка – малышка «Осень бродит по дорожке…».

Презентация проекта:

  • досуг «Заглянула Осень в сад»;
  • фотогазета «Осень – славная пора».

Результаты проектной деятельности:

  • в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
  • большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

театрализация сказки "Теремок", группа " Цветные ладошки

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Wednesday the 4th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov