Методическое пособие «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ».

Печать
Категория: Опыт работы Масленниковой
Дата публикации Автор: Денисова Дарья Алексеевна
 

  

Методичекое пособие

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ


 

ИГРА «КОЛОКОЛЬЦЫ-БУБЕНЦЫ» (5 – 7 лет)


Цель: развитие вокального тембрового слуха.
Игровой материал: песенка «Колокольцы-бубенцы», колокольчик.

Методика организации игры:
Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку «Колокольцы-бубенцы». В центре круга стоит ребенок с завязанными глазами. Четвертую фразу песенки исполняет ребенок, которому педагог вручает колокольчик. Ребенок, стоящий в центре круга должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребенок, звеня колокольчиком, перемещается внутри круга, а водящий с завязанными глазами пытается его поймать, идя на звон колокольчика. В конце этого этапа игры поющий ребенок становится водящим. Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом.
Не следует добиваться того, чтобы водящий ребенок непременно поймал поющего, так как основной победой в игре является узнавание солиста по голосу, а продолжение игры лишь усиливает удовольствие играющих.

Песенка «Колокольцы-бубенцы»

Колокольцы-бубенцы
Раззвонились удальцы,
Дили-дили-дили-дон - 
Угадай, откуда звон.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМИК» (5 – 7 лет)

Цель: развитие инструментального тембрового слуха.
Игровой материал: «музыкальный домик» - ширма и различные музыкальные инструменты, окружающие детей в повседневной жизни детского сада.

Методика организации игры:
Педагог устанавливает домик-ширму и объясняет детям, что это необыкновенный домик, в котором живут различные музыкальные инструменты. «Поскольку эти инструменты ваши хорошие знакомые, вы можете узнать их по звучанию», - говорит педагог. Поочередно педагог извлекает звуки из различных инструментов. Дети должны узнать их.
Основным условием игры является внимательное сосредоточенное слушание звучащего инструмента, абсолютно исключающее разговоры, выкрикивания, обсуждения, педагог сам решает, кто ответит на вопрос.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО» (5 – 7 лет)


Цель: закрепление работы над развитием вокального и инструментального тембрового слуха.
Игровой материал: аудиозапись со звучанием вокальных (мужских, женских, детских) и инструментальных (инструменты симфонического и народного оркестров) тембров, большие карточки, являющиеся основным полем лото и разделенные на сектора; маленькие карточки, соответствующие каждому сектору.

Методика организации игры:
Данная игра является продолжением предварительных бесед с детьми о звучании различных тембров. Звучит аудиозапись с ярко выраженным тембром того или иного инструмента или голоса. Дети выбирают соответствующую этому звучанию маленькую карточку и накрывают ею определенный сектор на основном поле лото.
Звучание музыкальных фрагментов должно длиться не более 30 секунд.
Игра предполагает сосредоточение на процессе узнавания различных тембров. Комплект карточек должен быть у каждого ребенка.

ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД» (5 – 7 лет)

Цель: развитие звуковысотного и тембрового слуха.

Игровой материал: набор детских музыкальных инструментов и озвученных игрушек, вырезанный из картона силуэт поезда с несколькими пустыми окошечками, карточки с нарисованными на них музыкальными инструментами (по размеру окошечек). Инструменты располагаются за ширмой.

Методика организации игры:
Педагог обращает внимание играющих на красочный поезд, в котором едут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон веселого поезда. Педагог исполняет знакомую мелодию поочередно на разных музыкальных инструментах. Узнав инструмент, ребенок подходит к столу с карточками, на которых изображены инструменты, и выбирает нужную ему, ею он закрывает пустое окошко
поезда. Затем задание выполняет другой ребенок и т.д., пока не закроются все окошки вагончиков.
Чтобы картинки с изображением инструментов хорошо держались на окошках поезда рекомендуем использовать двусторонний скотч.

ИГРА «ЖИЛИ-БЫЛИ ЗВУКИ» (5 – 7 лет)

Цель: развитие музыкального слуха у детей, знакомство с основами музыкальной грамоты (высота звука, длительность, музыкальные интервалы, аккорды).
Игровой материал: маленькие карточки с изображением нот.

Методика организации игры:
Суть игры состоит в том, что каждый звук как бы становится отдельным существом, которое умеет разговаривать, испытывать чувства и эмоции. Эти звуки часто бывают друг у друга в гостях (играются аккорды), а иногда могут и поссориться (интервалы большая и малая секунды).
Далее игра проходит по принципу сказки: однажды звуки (можно назвать конкретные ноты) нашли карту сокровищ (звучит мелодия). На ней отмечено место клада (аккорд Т). Ноты собрались в путешествие на корабле, они плывут мимо островов, к которым должны причалить, чтобы спасти от дракона Волшебный звук, который поможет им добраться до нужного острова. В данном случае жилищем дракона может быть нижний регистр, а Волшебным звуком – трель, звучащая в верхнем регистре.
Условия игры зависят от того, на каком этапе проходит игра, а также от того, как ребенок усваивает элементарную музыкальную грамоту и решает поставленную задачу. В ходе игры можно использовать простые легкие мелодии русских народных песен, а также музыку композиторов П.И.Чайковского и М.И.Глинка.

ИГРА «СЛОЖИ ПЕСЕНКУ» (5 -7 лет)


Цель: развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне)

Игровой материал: кружки и прямоугольники разного цвета.

Методика организации игры: 
Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником.
Во время повторного исполнения песни ребенок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант – выполнение задания несколькими детьми.

ИГРА «УЗНАЙ СКАЗКУ» (5 – 7 лет)


Цель: развивать умение детей различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал: две квадратные карточки зеленого цвета, обозначающие первую и третью часть музыки, в которых развивается нежный лирический образ Красной Шапочки. А также один квадрат красного цвета, обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.

Методика организации игры: 
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки и показывает его. Если произведение известно ребенку, то он называет имя композитора и название произведения.


ИГРА «КАПЕЛЬКИ» (5 – 7 лет)


Цель: развитие музыкального слуха, определение характера музыки.
Игровой материал: картинки в форме капелек, на которых изображена разная мимика.

Методика организации игры:
Детям раздаются картинки с изображенными на них капельками воды с разной мимикой. Сначала они называют нарисованные эмоциональные состояния, находят между ними общие и отличительные черты. «Капельки» объединяются между собой по принципу похожести, противоположности. Затем, из предложенных музыкальных фрагментов выбираются те, которые наиболее подходят для описания каждой капельки. После этого педагог говорит детям, что все капельки живут на одном облаке и очень дружны между собой (звучит веселая, легкая музыка).
Далее дети внимательно следят за сменой характера произведения: например, когда звучит веселая музыка капельки весело танцуют, когда музыка меняется на грустную – они собираются на облаке и грустят, когда звучит грозная музыка, то капельки превращаются в грозные капли, топают ногами. Педагог обязательно объясняет характер музыки и движения детей.
Можно использовать музыку: «Вальс» Ф. Шопена, «К Элизе» Л. Бетховена,
«Времена года» П. И. Чайковского.

ИГРА «КОТ И МЫШИ» ( 5- 7 лет)


Цель: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.
Игровой материал: музыкальное произведение «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.

Методика организации игры:
Педагог читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением. Дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.
Стихотворение:

Жил кот Василий, ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот!
Очень тихо всегда он ходил, громко, настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел, вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон, вот такой, будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал, своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились, ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот – брысь! И врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что: мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки, потом чуть тише смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом! Василий проснулся и громко чихнул,
К стенке повернулся и снова заснул, а мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались!


ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА» (5 – 7 лет)


Цель: развитие творческого воображения детей при восприятии музыки.

Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.

Методика организации игры:
Дети подходят к столам, на которых разложены краски, кисточки, листы бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.
С детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми уже накоплен определенный опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных музыкальных произведений.
С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце учебного года, это позволит проверить эффективность работы.
Репертуар: Старшая группа – «Детский альбом» П. И. Чайковского
Подготовительная группа – «Времена года» П. И. Чайковского

ИГРА «ТРИ ПОРОСЕНКА» (5 – 7 лет)

Цель: развитие у детей звуковысотного слуха.
Игровой материал: на картоне изображены лес и сказочный дом, в доме вырезано одно окошко, которое закрывает вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуфа в синей шапочке, Наф-Нафа в красной шапочке, Ниф-Нифа в синей шапочке. Если вращать диск, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа» первой октавы нарисован Нуф-Нуф, под пластинкой «ля» первой октавы – Наф-Наф, под пластинкой «до» второй октавы – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно вынимается из петельки. Каждому играющему дают три картинки с изображением шапочек трех поросят: синей, красной, желтой.

Методика организации игры:
Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит педагог, в нем живут знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь, они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете, кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поет и играет на фортепиано «до» второй октавы); у Нуф-Нуфа самый низкий голос: (поет и играет «фа» первой октавы); у Наф-Нафа немного повыше (поет и играет «ля» первой октавы). Затем педагог играет на фортепиано какой-либо из трех звуков и предлагает угадать, кто поет. Дети должны поднять картинку с изображением шапочки того поросенка, который спел песенку. Если большинство детей угадали правильно, то педагог вращает диск и в окошке появляется поросенок. Если дети неправильно угадали, то в окошке никто не появляется.

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»(3 – 5 лет)


Цель: развитие музыкальной памяти у детей.
Игровой материал: небольшой красиво оформленный аппликацией мешочек; в нем игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка.

Методика организации игры:
Участников может быть любое количество. «Дети, - говорит педагог, - к нам пришли гости, но где же они спрятались? Может быть, здесь? (показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там!»
Детям проигрывается на фортепиано знакомые мелодии, характеризующие персонажей.
Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

ИГРА «ДИРИЖЕР И ОРКЕСТР» (5 – 7 лет)

Цель: формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах).
Игровой материал: ритмическая народная песня «Андрей-воробей»,
палочка для дирижера и ударные музыкальные инструменты.

Методика организации игры:
Педагог разбивает детей на четыре равные подгруппы (по 4-6 человек), каждая из которых образует сторону квадрата. В руках у каждой подгруппы однородные ударные инструменты (1 подгруппа – бубны, 2 – ложки, 3 – погремушки, 4 – трещотки). В центре квадрата из подгрупп стоит дирижер. Все дети исполняют песню «Андрей-воробей», по указанию дирижера, обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах.
Педагог должен обращать внимание, чтобы пение было протяжным, спокойным. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.

ИГРА «СОЧИНЯЕМ МУЗЫКУ» (5 – 7 лет)


Цель: учить придумывать мелодию на слова знакомых четверостиший, развивать певческие умения.
Игровой материал: карточки с текстом, диплом.

Методика организации игры:
Дети пять-шесть человек выбирают карточки с текстом, затем педагог зачитывает его и предлагает детям придумать мелодию на эти стихи. Остальные ребята – жюри, они слушают исполнение, оценивают его. Лучшему композитору вручается почетный диплом (значок победителя).


ИГРА «НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (5 – 7 лет)

Цель: учить детей простейшим приемам игры на детских музыкальных инструментах, развивать чувство ритма.
Игровой материал: детские музыкальные инструменты – металлофон, бубен, угольник, ложки, барабан.

Методика организации игры:
Дети придумывают рассказ о своем путешествии и изображают его на каком-либо инструменте. Например: бежала по лестнице, тяжело поднималась по горке, прыгала через скакалку, скатилась с горки. Один ребенок изображает путешествие, другой – узнает. 
Дети одной группы начинают музыкальное путешествие, а второй группы продолжают. После окончания игры на инструменте выясняется, что изображала каждая группа участников

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПТЕНЧИКИ» (5 – 7 лет)

Цель: закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий), развитие творческих способностей у детей.
Игровой материал: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца, птички – 5 штук, набор шапочек для «птичек».
Методика организации игры:
Дети садятся на стульчики полукругом. Педагог: «Наступила весна, вернулись из теплых краев птицы, свили гнезда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать и стали летать с веточки на веточку порхать, песенки петь. 
Педагог выбирает маму-птичку и птенчиков, надевает на них шапочки и дает им в руки изображение птиц.Дети поют:
Мы птенчики веселые, умеем мы летать,
И с веточки на веточку нам весело порхать!Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Си и т.д.Дети поют:
Не хочу к тебе лететь, буду здесь я песни петь!Затем свою песенку поет мама, она «слетает» вниз и зовет к себе малышей.
А мамочка волнуется, лети-ка, птенчик, вниз
Спою я колыбельную и ты уснешь, малыш!Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. 
По окончании игры все дети пропевают имена птенчиков и возвращают их на веточки.



ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕКРЕТ» (5 – 7 лет)


Цель: закрепление пройденного материала по пению, слушанию музыки и определение жанров (танец, песня, марш) и характера музыкальных произведений.

Игровой материал: игровое панно, изображающее карту местности, «камни», прикрепленные на липучке, с обратной стороны которых написано задание; колокольчик. 

Методика организации игры:
Педагог рассказывает детям об интересном путешествии, которое им сегодня предстоит совершить. Только нужно взять с собой волшебный колокольчик, он будет указывать путь. Педагог переносит колокольчик вдоль по тропинке на игровом поле, над определенным «камнем» он звенит. Сняв и перевернув «камень» педагог читает задание и исполняет его. Дети -Затем, в конце пути колокольчик находит корзинку с угощением или открытками.



ИГРА «ДЮЙМОВОЧКА» (5 – 7 лет)


Цель: повторение пройденного материала.
Игровой материал: объемный бумажный цветок, лепестки которого разрезаны и соединены наверху. Внутри его находится маленькая куколка.
Это – Дюймовочка; плоские небольшие бумажные цветочки, на обратной стороне каждого – музыкальное задание и нарисованная куколка – эльф с крылышками.

Методика организации игры:
Звучит музыка Э.Грига «Утро». Педагог: «Вы помните, ребята, чудесную
сказку про Дюймовочку? (дети отвечают). Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может мы найдем ее там внутри? (раскрывает цветок и вынимает куколку). Вот она! (сажает ее между цветами, которые лежат врассыпную на столе). Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.
Переворачивая каждый цветок, детям предлагают исполнить знакомый танец, песню, стихи. В конце игры Дюймовочка оказывается среди эльфов и выбирает себе принца.
Можно включить в задания определение характера музыки незнакомых произведений. Дети могут рассказать о своих чувствах и фантазиях, возникающих при прослушивании произведений.





ЛИТЕРАТУРА

1.Р.М. Чумичева «Ребенок в мире культуры»

2.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Детство с музыкой»

3.М.А. Аралова «Игры с детьми раннего возраста» (приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»)

4.Р.М. Миронова «Игра в развитии активности детей»

5.Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

6.Н.И. Льговская «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей»

7.М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей»

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Методическое пособие «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ».. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика