Адаптация детей раннего возраста к ДОУ
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 21.09.2015 10:11
- Автор: Ольга Бабкина
- Просмотров: 2250
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Сроки адаптации
По данным предоставленным в методике «определения уровня адаптации детей к ДОУ А. Остороуховой»
Адаптация |
Сроки |
Легкая |
От нескольких дней до недели |
Средняя |
От 15 дней до 3 недель |
Усложненная |
От 25 дн. до 5 нед. |
Дезадаптация |
Более 5 нед. |
- Настроение ребенка. Преобладает бодрое, уравновешенное.
- Аппетит. Хороший.
- Засыпание. Быстрое (до 10 мин)
- Продолжительность сна. Соответствует возрасту (От года до
1,5 лет малыш спит в дневное время 2 раза: 1-й сон продолжается 2-2,5 часа, длительность второго сна - 1,5 часа, длительность ночного сна 10-11 часов; • В 1,5 - 2 года ребенок должен спать днем 1 раз - 2,5-3 часа, ночью - 10-11 часов в сутки; • В возрасте 2 - 3 лет дневной сон малыша одноразовый - 2-2,5 часа продолжительностью, ночной сон - 10-11 часов).
- Игра. Совершает игровые действия, соответствующие возрасту.
- Контакт со взрослыми. Легко идет на контакт с незнакомыми взрослыми.
- Контакт со сверстниками. Положительно воспринимает.
- Разлука с матерью. Легко переносит разлуку с матерью.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Рекомендации для родителей.
- Соблюдение режима ДОУ в домашних условиях.
- Положительные отзывы о дошкольном учреждении и его сотрудниках.
- Не использовать детский сад, как наказание за непослушание.
- Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
- Расширять социальные контакты ребенка.
- Не показывать ребенку своих волнений и переживаний.
- Выработать ритуалы прощания и приветствия, не затягивая их.
- Забирать ребенка в четко обозначенное время, например, после обеда, или ужина, перечисляя последовательность, т.к. временные рамки ребенка взрослого отличаются.
- Объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.
- Можно дать ребенку в детский сад любимую для него игрушку, или значимый для него предмет.
- Учить ребенка навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок умеет, тем комфортнее ему будет в режимные моменты.
- Не переутомляйте ребенка, особенно в выходные.
- Если вы решили отучить ребенка от вредной привычки, лучше всего это сделать после полной адаптации ребенка.
Признаки окончания адаптации.
Окончанием адаптационного периода принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
1) при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
2) ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
3)малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
4) ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
5) нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;
6) восстанавливается аппетит;
7) ребенок с удовольствием рассказывает о детском саде.
Наступает новая жизнь, когда ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь, обычно с детского сада.
Как избежать конфликтов в общении с ребенком.
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 24.02.2015 13:31
- Автор: Бабкина Ольга Геннадиевна
- Просмотров: 4860
У многих родителей возникает проблема общения с собственным ребенком. Возникают вопросы, как донести до ребенка свои чувства и переживания, что делать, если ребенок делает все на оборот, не слышит вас, или не хочет слушать? Ю.Б. Гиппенрейтер, в своей книге «Чувства и конфликты» подробно рассказывает о поведении в подобных ситуациях.
Вот несколько основных правил:
1. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
2. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, сообщайте только о своих переживаниях, а не о его поступках.
3. Важна также искренность. Когда мы искренне в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.
Иногда, нужно просто выслушать ребенка и постараться встать на его место, попытаться понять то, что кажется для него значимым, а для нас, взрослых кажется ничтожным и не имеющим ценности.
Некоторые родители бояться признаться в своих чувствах, и копят постепенно обиды и переживания, обвиняя в этом детей. Это неправильно. Надо найти в себе смелость и признаться, что взрослые не совершенны, они могут бояться, испытывать чувства обиды, быть незащищенными. Например, девочка 6-ти лет просит у мамы купить ей очередную мягкую игрушку, настаивает, плачет, кричит. Мама грустно сказала, что очень расстроена, как она не любит крики, и вспоминает, как в детстве у нее не было столько игрушек, сколько имеет ее дочь, а заветная мечта иметь плюшевого медвежонка, так и не стала явью. Слова были сказаны настолько искренне, что девочка сразу прекратила плакать, обняла маму и сказала: «Мамочка, купи лучше ты себе медвежонка, я обойдусь. Тебе он нужнее, чем мне, я хочу, чтобы ты стала счастливой».
В данной ситуации слова были сказаны искренне, и девочка поняла грань между искренней мечтой и очередным собственным капризом. Между матерью и дочерью наладился эмоциональный контакт, вместо цепочки нравоучений, мать нашла в себе силы рассказать о своих чувствах.
Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и они тоже могут довериться. А если ребенок доверяет взрослому, то многих конфликтных ситуаций можно будет избежать, наслаждаясь взаимопониманием и искренностью общения.
Методы построения коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 07.05.2014 06:30
- Автор: Бабкина О.Г.
- Просмотров: 3977
«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер
Старший дошкольный возраст детей связан с готовностью к школе, которая бывает личностно-социальной, интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой. Приоритетным направлением работы по познавательной сфере с детьми 6-7 лет в 2013-2014 году была выбрана интеллектуальная готовность к школе, и свою систему работы я бы хотела показать на примере индивидуальной работы.
Диагностическое обследование в рамках городского мониторинга проводилось по программе Натальи и Михаила Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения», которая включает следующие задания:
- «Продолжи узор» - оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать в режиме фронтальной инструкции.
- «Сосчитай и сравни» - оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше - меньше» в ситуации конфликтного» расположения элементов.
- «Слова» - оценка сформированности у ребенка звукового звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух! Сформированность графической деятельность (в частности написания графем, произвольная регуляция собственной деятельности).
- «Шифровка» - выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности). Возможностей переключения и распределения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
- «Рисунок человека» - общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
По результатам данного обследования высокий уровень готовности детей к началу школьного обучения составил 7%, хороший уровень – 30%, средний уровень – 30% и низкий – 33%.
Основные трудности у детей вызвало выполнение заданий, связанных с графическими навыками, вниманием и звуковым анализом слов.
Коррекционно-развивающая работа с детьми проводилась по программе Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе». В программу были также включены игры упражнения на развитие графических навыков, внимания и звукового анализа слов, основываясь на выявленных проблемных зонах.
Графические навыки можно развить с помощью таких упражнений, как «Выложи по образцу», «Помоги рыбкам добраться до домиков», «Обведи по точкам» и т.д.
На занятиях использовались игры: «Дорисуй рисунок», «Чего не хватает?», «Найди отличия», «Путаница».
Игры на развитие звукового анализа слов: «Звуковые дорожки», «Разноцветные мячики», «Красный, синий», «Хлопни столько раз, сколько звуков в слове».
На занятиях применялся личностный подход, ориентированный на ребенка. Например, девочка, мечтающая о щенке, была рада найти и раскрасить среди линий и фрагментов контур собаки.
Система работы строилась не только с детьми, но и с педагогами и родителями. С педагогами проводились групповые консультации и просветительские встречи, причем на консультацию по сообщению результатов, и построения индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов сопровождения детей приглашалось сразу два педагога. Это помогало сразу определить цели их работы.
С родителями проводились круглые столы, где можно было всем вместе обсудить выявленные проблемы и пути их решения, индивидуальные и групповые консультации. В помощь родителям были разработаны памятки, оформленные в виде буклетов, где в доступной форме приводились примеры игр и упражнений, которые они могли проводить с ребенком в домашних условиях. В них также рассказывалось, как дома играть с ребенком, что такое готовность к школе и ее виды, как помочь ребенку приобрести навыки, необходимые ему в школе.
Только та работа будет эффективной, которая проводится в системе, и в которую будут включены все субъекты образовательного процесса, дети, педагоги и родители. Благодаря этому ребенок сможет не только легко адаптироваться к школе, но и стать успешным во всех аспектах первоклассником, готовому учиться и становиться всесторонне развитой личностью.
Мультфильм, как средство профилактики детских конфликтов
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 14.02.2014 10:37
- Автор: Бабкина Ольга Геннадиевна
- Просмотров: 18419
Мультфильм, как средство профилактики детских конфликтов
Общение и совместная деятельность детей вызывают противоречия, вследствие чего возникают конфликты.
Чаще всего такие ситуации возникают из-за незнания ребенка как сделать первый шаг к дружбе. Это можно сделать с помощью простых фраз: «Как тебя зовут?», «Можно с вами поиграть?», «Пожалуйста», «Спасибо».
Во многих мультфильмах очень ярко показаны конфликтные ситуации, которые часто встречаются в детской среде.
Советские мультфильмы носили воспитательный характер. В них отражены реальные ситуации детских взаимоотношений, которые встречаются в детском саду каждый день.
Далее я представляю несколько ярких мультфильмов, которые вы можете использовать для разбора ситуаций по методу примеру сказкотерапии.
Дляпостроения бесконфликтных коммуникаций илиобщения очень важны именаих участников, ноочень часто с именем ребенка, его звуковой стороной связаны первые конфликты (не всегда собственные имена нравятся самим детям, другим детям, особенно если оно не ординарное Дети могут обзываться, перефразировать имена.). Ярко такая ситуация отражена в серии мультфильма из цикла котенок по имени «Гав». В этом мультфильме видна проблема –самопрезентации и самопринятия одного из участников взаимодействия. Главный герой – маленький котенок с необычным именем «Гав», из-за него он попадает в разные неприятные ситуации, но, несмотря на это на вопрос: «Как тебя зовут?» он гордо игромко отвечает: «Меня зовут- Гав»! Просмотр, анализ и проигрывания ситуации из мультфильма будет полезен неуверенным, замкнутым детям.
Очень важно психологу, воспитателю обращать внимания на сформированность у детей речевых шаблонов. Здесь будут полезны коммуникативные игры типа «Назови свое имя" (тихо, громко, как мышонок, как тигр).
«Дружба начинается с улыбки»- основная тема следующего мультипликационного произведения «Крошка енот», это как найти друга. Главный герой – маленький енот, которого мама послала за сладкой осокой к пруду. По дороге он встречает мартышку, которая рассказывает ему о страшном и злом чудище, которое сидит в пруду и предлагает пойти туда с палкой и побить обидчика. Но крошка енот пугается своего злого отражения, и убегает к маме. Мама дает добрый совет не брать палку, а просто улыбнуться «тому, кто сидит в пруду». Енот улыбнулся, и его отражение улыбнулось ему. Разрешение конфликта: там живет такой же, как я, и если я ему то – он ответит тем же. Я с палкой, он- с палкой, я улыбнусь он -улыбнется.
Этот мультфильм советует быть открытым и смелым и для того, чтобы дружить и узнавать что-то новое. Одна маленькая улыбка, шаг навстречу - дает начало большой дружбе. В этом же аспекте будут полезны игры типа «Зеркало», «Подари улыбку», «Комплименты».
Следующий мультфильм –«Капитошка». Капитошка – открытый, жизнерадостный, веселый, непосредственный. Волчонок – злой, замкнутый, жадный, не дружелюбный, агрессивный и очень одинокий. Основной его девиз –«Чтобы все дрожали, чтобы уважали».
Веселый Капитошка стал дружить со злым Волчонком, которого все боялись и никто с ним не хотел играть.В процессе анализа акцентировать внимание детей на том: добрые дела или злые помогают найти друга или его поведение помогает, найти друзей или нет.
Это встреча навсегда изменила его характер, и он стал добрым.
На этом примере хорошо рассмотреть образ негативного героя и подчеркнуть во время просмотра его характер. Можно разыграть сценки из мультфильма, когда от волчонка все отворачиваются и дрожат, нарисовать чувства героев, погоду настроения.
Еще один шедевр советской мультипликации -«Грибок-теремок».
Сказка о том, как во время сильного дождя разные животные: муравей, бабочка, мышка, воробей, зайчик находят себе приют под большим белым грибом.
Здесь можно проследить 2 сюжетные линии – первая поведение животных перед угрозой – дождем и 2-я самоотверженность маленького муравья.
Перед угрозой – дождем, герои проявляют самоотверженность, толерантность, мобилизацию, объединение в трудной жизненной ситуации, принадлежность к группе. Это становится началом их крепкой дружбы.«Это не гриб вас от дождя укрыл, а сердце доброе из беды выручило».
Главный герой маленький беззащитный муравей. Сначала он дрожал от непогоды, но потом нашел в силы и храбрость вступится за зайчика, которого хотела съесть лиса. Муравей ростом с ноготок лисы, но не побоялся заступиться за друга, правильно в пословице говорится «Мал, да удал».
Эту ситуацию легко перевести в детскую среду. Мультфильм иллюстрирует схему поведения, что не только сильный характером ребенок, но и застенчивый и слабый способен на многое, главное верить в свои силы. Сюжет этого мультфильма можно использовать для поднятия самооценки робких и неуверенных детей разыгрывая ситуации.
Аналогично можно использовать мультфильм «Самый большой друг», где есть образ девочки. У одной девочки было много друзей: и собачка, и цыпленок, и колокольчик, и бегемот, который считает себя самым большим другом девочки, потому что он большой. И только когда девочку схватил крокодил, выяснилось, кто самый большой друг.
Мультфильм о белом медвежонке по имени Умка, который хотел найти себе друга. Первым его другом стал мальчик. Они друг у друга учатся чему-то новому.
Психологический смысл - пусть они не похожи, но это не мешает им стать хорошими друзьями. Фильм пронизан идеями толерантности, дружбы без границ.
Герои следующего мультфильма котенок Тимка и медвежонок Димка живут вместе в маленьком домике. Тимка рано встает, варит кашу, ходит за молоком и помогает Димке. Хитрый медвежонок принимает эту заботу. А сам ничего не хочет делать, даже идти за молоком к корове. Хотя и не его очередь покладистый котенок идет за молоком, но когда корова наливает полные бидоны, он быстро все выпивает. Котенок обиделся и просит Димку тогда поймать за него ловить мышь.
Хотя котенок и понимает, что медвежонок его обманывает, но приходит к нему на помощь и спасает от мышки. Такое проявление заботы не оставляет медвежонка равнодушным и Димка исправляется, теперь они все делают вместе.
Психологический смысл - дружба не бывает односторонней, она построена на активности и взаимопомощи двух и более субъектов.
Найдя друга очень важно его не потерять
Дружба – это еще и определенная культура поведения.«Винни Пух идет в гости» - мультфильм, который красочно рассказывает о культуре поведения в гостях. Медвежонок - жадный, неряшливый, эгоистичный, не знающий меры. Кролик, как полная его противоположность – услужливый, внимательный, гостеприимный, радушный, аккуратный. С детьми следует поговорить о правилах поведения в гостях, какие можно сделать выводы.
Данный вид работы носит именно воспитательный характер и уместен в работе воспитателя группы.
«38 попугаев».В жаркой Африке живут слоненок, мартышка, удав и попугай. У них разные характеры, но, несмотря на это они дружат, помогая друг другу и стараясь найти выход из трудных ситуаций.
Мультфильм – многосерийный. В одной из серий бабушка удава решила заняться воспитанием друзей. «Воспитанная мартышка должна не взять предложенный ей банан, а предложить его еще кому-нибудь».С другом надо делиться, и он в свою очередь поделиться с тобой.
В этом же аспекте будут полезны игры типа «Давай меняться», «Подарок для друга», «Продолжи скульптуру».
День рождения – первый по значимости день в году. В этот день и может проверяться дружба на прочность. Мультфильм «По дороге с облаками» также многосерийный. В одной из серий друзья: тигренок, мартышка, попугай спешат на праздник к слону. Вредная, коварная, злая Дюдюка делает все, чтобы испортить всем праздник. Этот персонаж для проверки дружбы на прочность. Главный подарок – фотоаппарат, но Дюдюка выпускает на волю птичку, а какие, же без нее снимки. Друзья проявляют находчивость, активность и желание помочь. То мартышка стала птичкой, то тигренок, и наконец, даже стеснительный попугай ради друга готов преодолеть свой страх. Вредина Дюдюка не успокаивается, она бросает под ноги слона кожуру от банана, когда тот идет с тортом, но друзья и тут не оставляют его. День рождение удается на славу, ведь друзья рядом, а настоящей дружбе не так-то легко навредить.
Аналогично можно предложить детям сюжет мультфильма «Крокодил Гена» - это произведение о бескорыстной дружбе и доброте. Крокодилу Гене надоела скучная одинокая жизнь в зоопарке, и он решил отыскать себе друзей. Его старания не проходят даром – крокодил обретает друзей. Ими оказываются девочка с маленькой собачкой и Чебурашка – неизвестное науке, но доброе и милое создание.
Чтобы всех подружить Чебурашка и Гена решают построить дом для друзей. Вредная старушка по имени Шапокляк и ее ручная крыса Лариска стараются помешать им, но этого их дружба становится только крепче.
И наконец, самый яркий мультфильм о дружбе «Кот Леопольд». Все помнят издевательства невоспитанных мышей и позицию всепрощающего кота Леопольда. Мыши наглые, невоспитанные, жадные, злые, а Кот полная им противоположность. Он – добрый, воспитанный, щедрый, незлопамятный.
Но, несмотря на все их проделки, он прощает их и уговаривает жить в мире.
Прощение, доброта и безграничное терпение вложены в одну фразу, сказанную Леопольдом и ставшую ключевой по смыслу: «Ребята, давайте жить дружно». И перед ней, будем надеяться, не сможет устоять ни один хулиган, будь то, мышонок, или ребенок.На этом мультфильме очень ярко можно дать представление о том, что такое жить дружно, без обид, ругани и драк.
Я представила вашему вниманию наиболее яркие и красочные мультфильмы, где отчетливо видны различные конфликтные ситуации, которые наиболее часто встречаются в детской среде. Разбор с детьми этих ситуаций, рисование лепка, разыгрывание сценокне только поможет детям найти им выход из реальных конфликтов, но и предотвратить их. А также дети смогут почерпнуть определенный жизненный опыт и разыгрывать его в процессе сюжетно – ролевых игр.
Застенчивый и тревожный ребенок
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 01.11.2013 09:40
- Автор: Бабкина Ольга Геннадиевна
- Просмотров: 2890
Застенчивый и тревожный ребенок
Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас.
Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.
Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях - как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.
К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.
Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность - все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента - сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.
Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.
На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:
- ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;
- излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;
- завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.
Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.
Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожными и неуверенными в себе детьми.
Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:
1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и "заразился" вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
2. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.
3. Не заставляйте ребенка "быть смелым". Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами "здесь нет ничего страшного" бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
4. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
5. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.
6. Повышенная требовательность родителей - опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.
7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники для детей и приглашать на них одноклассников малыша, или устраивать совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходит в походы. Здесь, в комфортной для себя обстановке, когда рядом мама и папа, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.
8. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своего труда, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких детишек.
Если родители могут учитывать этот важный момент и не осуждать своих детей за ошибки, то поступление в школу резко усложняет ситуацию. Количество вербализованных и невербализованных оценок резко возрастает, и не всегда эти оценки бывают положительными.
Нужно сказать о первостепенной роли учителя для первоклассника, так как именно он оказывается для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от учителя исходит отрицательная оценка. Поэтому в случае необходимости можно рекомендовать родителям сходить в школу и поговорить с учителем. Как известно, улучшения положения ребенка в начальном классе можно добиться простым изменением отношения к нему учителя.
9. Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите "тепличного" человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно "подставлять руки" на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя.
Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.
Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.
Готовность к школе
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 01.11.2013 09:36
- Автор: Бабкина Ольга Геннадиевна
- Просмотров: 2655
Готовность к школе
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться с взрослым собеседником.
Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.
Сенсорное развитие ребенка от 1-3 лет
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 01.11.2013 08:15
- Автор: Бабкина Ольга Геннадиевна
- Просмотров: 4677
Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет
Давайте проверим за 5 минут ваш личный уровень сенсорного развития с помощью следующих упражнений:
- Назовите 25 оттенков цветов.
- Охарактеризуйте словами падение с небольшой высоты листа клена и морской гальки на вашу руку.
- Сравните между собой шерсть персидского кота и собаки лайки. Опишите свои ощущения.
- Опишите словами, как пахнет спелая дыня.
- Возьмите в руки пакетик, в котором находятся 3 морковки. Сколько весит пакет с морковкой? Сравните с реальным весом, используя весы.
Если вам удалось сходу выполнить все задания, у вас замечательный уровень сенсорного развития. А ребенку всему этому нужно учиться.
Попробуем вспомнить, что такое сенсорное развитие? Это чувственное восприятие мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Если совсем по-простому, то ребенок после такого развития может словами, жестами объяснить свои чувства в отношении увиденного, услышанного, потроганного или понюханного им предмета. Кстати, если вы серьезно планируете заняться сенсорным развитием, очень важно разобраться в его направлениях. О них мы поговорим чуть позже.
Меня всегда занимал вопрос, зачем ребенку нужна помощь в сенсорном развитии, какие-то специальные программы. Ведь он итак активно исследует с пеленок окружающий мир, пробует все на вкус, нюхает, трогает ручками и ножками предметы, сравнивает их по форме, цвету и размерам.
Цель программы – дать некую систему сенсорного развития и возможность проконтролировать результаты обучения ребенка. Иными словами после комплекса занятий любой человек может протестировать ребенка на сенсорные знания и умения.
Одним из средств для сенсорного развития детей является игрушка. Для того, чтобы она принесла пользу в развитии малыша, нужны хорошие игры или задания с ней, подходящие для конкретного возраста и характера ребенка. Но увы, подобного на полках магазинов игрушек встретить пока невозможно. Примеры некоторых полезных игрушек и игр с ними мы включили в программу сенсорного развития ребенка. Сразу стоит оговориться, что здесь рассматривается примерный вариант занятий и игр, в том числе и с игрушками. Самое важное в программе – это выполнение задач сенсорного развития ребенка.
Обязательное условие занятий по программе – время игры ребенка не должно превышать 15 минут, количество занятий для развития одного, максимум трех сенсорных навыков – 10.
Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет подразумевает несколько направлений:
- тактильное восприятие
- вибрационные ощущения
- восприятие формы, величины, цвета
- зрительное восприятие
- слуховое восприятие
- кинестетическое развитие - это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его
- кинетическое развитие – это невербальные проявления в процессе общения, к которым относятся мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний)
- вкусовые качества
- барические ощущения (ощущение веса)
- восприятие пространственных и временных отношений
Развитие зрительного и тактильного восприятия, восприятия формы, величины.
Играем с пирамидками, сортировщиками, рамками-вкладышами, волшебным мешочком на запоминание текстуры.
Ребенок учится:
- Снимать и нанизывать на стержень кольца разного размера.
- Вынимать и вкладывать предметы различной величины.
- Группировать предметы по форме, величине (устанавливать их тождество).
- Определять текстуру различных материалов, ощупывая и рассматривая образцы.
- Узнавать на ощупь шероховатую, гладкую, мягкую и мохнатую текстуры.
- Подбирать к 2-м – 3-м образцам различной текстуры такие же по качеству материала предметы.
Адаптация ребенка к детскому саду
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 13.08.2013 18:58
- Автор: Денисова Дарья Алексеевна
- Просмотров: 2824
Адаптация- это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
-физиологическом,
- социальном,
- психологическом.
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду. Чёткий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, что может сопровождаться расстройством сна, аппетита, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто начинает болеть. Процесс привыкания ребёнка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.
Степени адаптации ребёнка к детскому саду.
Различают три степени адаптации:
-лёгкую
-среднюю
-тяжелую
При легкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям.
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть не устойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, подавленность, напряженность).
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1. Возраст (труднее от 10-11 месяцев до полутора лет)
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться с взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ.
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребёнка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.