Огород на окне, группа Непоседы
- Подробности
- Категория: Взаимодействие с детьми и родителями
- Опубликовано 12.04.2021 09:04
- Автор: Резякова Наталья Сергеевна, воспитатель
- Просмотров: 527
Как научить ребенка читать?"
- Подробности
- Категория: Взаимодействие с детьми и родителями
- Опубликовано 23.03.2021 09:37
- Автор: Резякова Наталья Сергеевна, воспитатель
- Просмотров: 954
Прежде всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.
Перечислим их:
- Ø Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.
- Ø Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
- Ø Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности .
- Ø Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.
Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:
- Ø услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
- Ø соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
- Ø правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;
- Ø написать букву и правильно прочитать.
Способность к языковому анализу и синтезу помогает
- Ø выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
- Ø выделять слог из слова;
- Ø выделять слово из предложения;
- Ø соединять звуки в слог;
- Ø составлять из слогов слово;
- Ø составлять из слов предложения.
Конечно, учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Учить ребенка читать и писать можно с раннего возраста.
Для успешного обучения приведем несколько советов.
1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют — гласные. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные. Попробуйте пропеть, протянуть звуки [п], [н]. Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют — согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки — Б [б], П [п], М [м], а не Мэ, Пэ.
2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.
Задания и вопросы
— Хлопни, когда услышишь звук [а] среди других звуков
—Хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.
—Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук.
—Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук.
—Какой один и тот же звук ты услышал bq всех произнесенных словах?
—Кто больше назовет слов на звук [а]?
—Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что расскажут о себе звуки [п], [б] при встрече друг с другом?
И так со всеми звуками.
3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем [А-А-А].
Задания и вопросы
—Какой звук я произнесла?
—Как ты определил, что это звук [а]?
—Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?
—Давай, слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.
— Сколько и каких палочек нужно для буквы А.
— Одинаковой длины или разной?
Найди и покажи эту букву среди других букв.
— Зачеркни все буквы А. И так со всеми буквами.
4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратиком.
Задания и вопросы
—Произнеси слово автобус.
—Какой первый звук в этом слове? Звук [а].
—Какой это звук? Гласный.
—Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы положим квадратик в нашем слове? В начале слова.
5. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.
Задания и вопросы
—Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки [п] — [пь], [т] — [ть].
—Как произносятся первые звуки? Твердо.
—А как вторые? Мягко.
Можно послушать, как произносятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка — перышко.
Твердые согласные звуки мы обозначаем синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как лед. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие, как травка, обозначим их каким цветом? Зеленым.
Поиграйте с этими звуками. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом — мягкий (лук — люк).
6. Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка.
Задания и вопросы
—Послушай звуки, закрыв ушки ладошками [п]—[б]; [т]-[д]; [с]-[з].
—Когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего.
—Мы знаем, что он согласный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук.
—Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?
—Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы знаем, что этот звук согласный, твердый, а теперь мы узнали, что он звонкий, как колокольчик.
Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к фслиянию звуков, образованию слогов.
7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.
Задания и вопросы
— Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я з-о-в-у-т Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Рита». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассыпаются.
Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произноси первый звук и, потянув его, произноси сразу второй — АП».
При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй — ПА».
8. Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [у], [ы], [э], они, кроме [ч], [щ], — твердые. Когда они «дружат» с гласными звуками [и], [е], [ё], [ю], [я], кроме [ж], [ш], [ц], — мягкие.
Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).
Запомните:
- Ø звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
- Ø звуки [ч], [щ]— всегда мягкие.
- Ø звук [й] — мягкий согласный.
9. Все гласные второго ряда [е] [ё] [ю], [я] произносите
кратко, не растягивая.
Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.
- Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.
- Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.
Обучая детей чтению, учитывайте очень важный момент — развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.
Готовность ребенка к школе, консультация для родителей
- Подробности
- Категория: Взаимодействие с детьми и родителями
- Опубликовано 19.01.2021 08:58
- Автор: Резякова Наталья Сергеевна, воспитатель
- Просмотров: 812
Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?
Представьте готовность вашего ребенка к школе в виде цветка. Для того чтобы он распустился, нужны крепкие корни. Корни - это хороший уровень развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, волевых качеств. Почва - среда, в которой развивается малыш. Питание цветок получает через листья - уровень психического развития и уровень саморегуляции. Эти две составляющие имеют просто огромное значение для успешного усвоения учебного материала.
Довольно часто встречаются родители, чьи дети не могут сконцентрировать внимание на учебных заданиях, не способны слушать учителя. Мамы отмечают: в начале учебного года малыш с радостью шел в школу, а спустя некоторое время желание учиться пропадало. Ребенок становился вялым, болезненным или, наоборот, превращался в маленького деспота и драчуна. И даже если раньше первоклашка умел достаточно хорошо читать, успеваемость в целом существенно снижались, по сравнению с детьми, хуже подготовленными к школе.
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.
Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.
Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Психологическая готовность. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома
Еще один важный момент: приучаете ли Вы, уважаемые родители, своих детей выполнять ваши просьбы или указания с первого раза?
Неумение или скорее нежелание, выполнять просьбы-требования взрослых в семье переходит в садик, а оттуда - в школу. Дети не могут правильно одеться, вовремя поесть, ничего не успевают, потому что все время отвлекаются. Позже, опаздывают на уроки, не умеют переключаться на выполнение задач учителя. А потому часто становятся предметом насмешек со стороны одноклассников.
Родителям таких детей, и воспитателям в саду, приходится терять много нервов и времени. Попутно хочется посоветовать Вам организовать жизнь в семье, группе, в классе по правилу «один, два, три». Если сообщить, что за непослушание или еще какую-либо провинность (объяснить, что считается проступком) ребенок должен будет выйти из комнаты на столько минут, сколько ему лет. Например, Саша дергает кота за хвост. Вы говорите: «Один», «Два». Он не реагирует. Вы говорите: «Три», берете мальчика за руку и выводите из комнаты, если надо, то и силой. Саше 6 лет. Через 6 минут Вы возвращаете его в комнату, ни словом не упоминая о том, что было. Это очень действенный способ воспитания послушания.
Еще один очень важный фактор - культура поведения. Ребенок, у которого она сформирована, умеет вести себя в коллективе, общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Это очень важно, не стоит считать, что ребенок, мол, пока еще мал, и все придет само собой, когда он подрастет.
Некоторые родители окружают своих детей гиперопекой, стараются все делать за них и этого же ждут от воспитателей, а затем - от учителя. Нам следует помнить слова из притчи о том, что на всю жизнь рыбой не обеспечишь, нужно научить ребенка самостоятельно ловить рыбу.
Существенны такие, казалось бы, мелочи, как умение правильно сидеть за столом во время письма, рисования, должным образом держать ручку или карандаш. На это родители в основном не обращают внимание. Вот и привыкает ребенок сидеть боком, поджав под себя ногу, зажав в скрюченных пальцах ручку, так же пытается пристроиться и за партой, Это портит его осанку, зрение, а значит, вредит здоровью, мешает правильно писать.
Переучить малыша не всегда удается. Кстати, не стоит дома учить детей писать, потому что родители, в конце концов, и сами очень часто не знают, как без напряжения держать ручку, правильно писать буквы и соединять их между собой. Приходится переучивать в школе, а как известно, легче научить, чем переучить.
Итак, как видите, для ребенка, который идет в школу, важно не столько иметь какие-то определенные знания, сколько сформированную готовность и умение учиться, воспринимать новое. Понаблюдайте, активно ли ваши сын или дочь интересуются окружающим, умеют ли сосредотачиваться, быстро ли и прочно запоминают материал, хорошо ли развита у них речь, разнообразные ли интересы и насколько настойчиво они их реализуют, склонны ли они к творческому труду. Стимулируйте эти проявления и помогайте им развиваться.
Желаем успехов в нашем общем, таком нелегком, но одновременно радостном труде. Ведь Мы причастны к воспитанию ЧЕЛОВЕКА, к становлению ЛИЧНОСТИ.
- Подготовку надо начинать задолго до рождения ребенка, стараясь, чтобы беременность протекала без осложнений.
- Вы должны знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка, и ставьте требования и задачи соответственно возрасту.
- Ни в коем случае не критикуйте ребенка, не занижайте его самооценку.
- Создайте благоприятный климат в семье. Дайте ребенку возможность почувствовать, что вы любите его более чем обычно.
- Заранее поинтересуйтесь о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивайте.
- Следите за умственным развитием ребенка. Создайте условия, чтобы интеллект развивался без задержки.
- Читайте ребенку сказки и стихи. Учите песни, слушайте вместе музыку. - Смотрите мультфильмы, детские фильмы.
- Хвалите за первые рисунки, водите в музеи, театры, цирк, зоопарк.
- Приобретайте игрушки, необходимые для возраста ребенка.
- Любыми способами поощряйте к общению со сверстниками. Воспитывайте мир чувств, учите управлять эмоциями. Старайтесь уменьшить тревожность.
- Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
- Интересуйтесь насколько ребенок готов к школьному обучению. Используйте советы педагогов, психологов, врачей для ликвидации незрелых критериев.
Как не надо вести себя родителям, когда ребенок готовится к школе:
- Не пускать на самотек подготовку ребенка к обучению в школе.
- Не принимать меры в отношении выявленной заранее незрелости, несформированности каких-либо способностей.
- Пытаться записать его в класс с углубленным изучением математики или английского языка, прекрасно понимая, что он в нем не справится с нагрузкой.
- Поддерживать в нем низкую самооценку и комплексы неполноценности.
- Показывать, что он неспособный как в семье, так и в школе.
- Не интересоваться развитием, способностями своего ребенка, и быть равнодушными к его будущему.
Советы для родителей по улучшению художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
- Подробности
- Категория: Взаимодействие с детьми и родителями
- Опубликовано 01.10.2020 07:07
- Автор: Резякова Н.С.
- Просмотров: 799
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО УЛУЧШЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
vЗнакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;
vУпражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;
vПредоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т.п.;
vПоддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;
vВзвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т.п.;
vПоощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;
vПредоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;
vПоддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;
vВзвешенно относитесь к выбору ребенком музыкальных произведений для прослушивания, предлагайте ему не только легкую, ритмичную взрослую музыку, но и классическую и детскую;
vУпражняйте дошкольников в определении жанра музыкального произведения, названии инструмента, на котором он выполняется;
vНаучите ребенка различать «музыку природы» - пение птиц, звуки различных насекомых, шелест листьев и волн воды и т.д., сравнивать естественную музыку с созданными людьми мелодиями, находить в них общее и отличное;
vИспользуйте высокохудожественную музыку с яркими образами, разными настроениями, под которую ребенок может по-разному воспроизводить ходьбу, бег, прыжки, движения танца и т.д.;
vРазвивайте вокальные данные дошкольника, его музыкальные и актерские способности,
vПривлекайте к театрально-игровой деятельности;
vСоздайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;
vОбращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;
vУчите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;
vПоощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;
vПосещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).
Проект Экологические сказки, группа Непоседы
- Подробности
- Категория: Взаимодействие с детьми и родителями
- Опубликовано 15.05.2020 11:17
- Автор: Резякова Наталья Сергеевна, воспитатель
- Просмотров: 347