«Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста».

Печать
Категория: Новости сада
Дата публикации Автор: Голикова Екатерина Николаевна, воспитатель
 
 
 
Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного
обучения связной речи дошкольников и развития познавательной активности.
 

В процессе коллекционирования используются методы и приемы, 
ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. 
 
Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

 А что такое коллекционирование?

 Коллекции, т. е. собирание чего – либо (как правило, однородных  объектов).Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание.

Коллекционирование – форма работы с

основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель»,детьми,в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия  создан удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».имеющего определенную ценность. (Википедия).
В основе коллекционирования лежит познание,удовлетворение определенных интересов.

  В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической

технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь
педагогам?
 
Для детей:
формирование коммуникативных навыков;
приобретение опыта публичных выступлений;
формирование ответственности;
развитие инициативности;
возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
овладение новыми способами действий;
приобретение опыта коллективной деятельности;
развитие вопросительности;
стимул самостоятельного поиска нового.
 
 
Для педагога:
способ поддержки детских инициатив;
создание в окружении ребенка культурной речевой среды;
способствование активизации детской речи;
способ сплочения группы;
возможность организовать образовательную деятельность увлекательной
для детей;возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;

 
 возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за
увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
способ участия в реализации образовательной программы.
 
Процесс коллекционирования происходит поэтапно:
I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете
коллекционирования (беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и
иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях).
II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются
имеющиеся представления о предмете, формируются знания;
- собирается материал для коллекции;
- принимаются правила, по формированию у детей бережного отношения к
коллекции;
- предметы коллекции включаются в проведение образовательной 
деятельности,
в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные,
игровые и обучающие ситуации.
III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы;
разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

 Коллекции в группе нескольких видов: 

- Коллективные - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей,детей и родителей.
Инициатором групповых коллекций выступает на первичном этапе педагог,
взрослый.
Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно -тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
 
- Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые
разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.
 
Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать
экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.
- Домашние - это коллекции собранные дома с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.
Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение
поколений.
Требования к сбору коллекций:
- собирать коллекции целесообразнее совместно с взрослыми, которые могут оказать помощь при оформлении, дать совет по содержанию, и развивающей направленности экспонатов;
- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
- разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках,
стаканчиках и т.д.;
- каждый образец пронумеровать, приложить список экспонатов.
Наиболее популярные виды коллекционирования, как среди детей, так и
взрослых это:
▪ киндерфелия - коллекционирование «киндер-сюрпризов» из шоколадных яиц;
▪ нумизматика - коллекционирование монет;
▪ филокартистика - коллекция открыток;
▪ ксерофилия - коллекции конфетных оберток;
▪ фалеристика – коллекция значков;
▪ бонистика – коллекция денежных знаков вышедших из употребления.
Для правильного хранения экспонатов, в групповой комнате был создан мини – музей, в котором я организую, различные формы работы с детьми (групповую (фронтальную); подгрупповую (небольшими группами по интересам);индивидуальную), направленные на развитие их активности и
самостоятельности.
В процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения.
Считаю, что прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей.
Например, конфетные обертки – удивительно интересная, доступная и в то же время не в полной мере изученная сфера для исследований, представляющая огромный интерес.
Рассказала о своем увлечении. (собираю книги со сказками) 
Изучая с детьми тему «Одежда», принесла образцы разных тканей (шерстяную,шелковую, фланелевую), рассказала о назначении ткани. Рассматривая ткани, группировали: платяная, рубашечная, пальтовая. Рассматривая одежду, обратила внимание на то, что одежда не может быть без застежки, что может быть застежкой? (пуговица, булавка, шнурок и т. д.).
Появилась необходимость познакомить детей с историей происхождения пуговиц. На следующий день, дети принесли пуговицы. Так мы начали собирать коллекцию пуговиц.
Этот материал я использую в игровой деятельности: Дидактические игры -
они направлены на развитие связной речи: «Какая?» Цель: обогащение речи именами прилагательными. Пуговица какая? – большая, маленькая,
металлическая, пластмассовая, деревянная, красная. Игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету» и др.
«Что могут делать?» (лего человечки) Цель: обогащение речи глаголами.
«Слова наоборот» Цель: обогащение речи антонимами. «Слова-товарищи»
Цель: обогащение речи синонимами. (Объяснение ребёнку: эти слова звучат по- разному, но обозначают одно и то же.
Игра «Волшебный мешочек». Ребёнок рассказывает о предмете (какой и как с ним можно играть). Еще дети придумывают истории, которые могли произойти с животными или человечками. Вся эта работа способствует развитию познавательного интереса, связному речевому высказыванию.
Еще одна коллекция в нашей группе появилась так. Однажды на территории детского сада дети нашли камешек похожий на сердце. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску, форму.
Обыкновенный камень вызвал большой интерес у ребят. Собиранием камней дети очень увлеклись, а так же их родители. Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из камней.
Собирая эту коллекцию, мы с детьми обсуждали, где был найден предмет, чем он их заинтересовал, на что похож. Предложила детям рассказать о своих находках другим детям, в итоге получился описательный рассказ.
В нашей группе есть дети, которые уже самостоятельно занимаются
коллекционированием и провели презентацию своих домашних коллекций, для детей .
Можно наблюдать, что совпадение интересов детей влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им были предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.
Вскоре и родители стали проявлять все больший интерес к собиранию
коллекций. В группе появились новые коллективные коллекции: бумаги,
открыток, ткани, машинки и др. А так же индивидуальные коллекции.
У нас в детском саду прошла «Встреча коллекционеров», где ребята с
большим интересом представляли свои коллекции. Был организован просмотр коллекций в каждой группе. Показывая свою коллекцию друзьям, дети, обменивались с ними интересным экспонатами, общались. Они пришли с выставки, воодушевленные новыми идеями и бурно обсуждали увиденное.
В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые
компетентности:
- Коммуникативная: дети научились задавать познавательные вопросы,
аргументировать свою точку зрения, готовить доклады, придумывать загадки, сказки.
- Социальная: взаимодействовать друг с другом.
- Информационная: получать информацию из разных источников и делиться ею.
- Деятельностная: подбирать материалы, инструменты для создания продукта (макета, рисовали, лепили, раскрашивали и т.д.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением.

 

 

 

 

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 «Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста».. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2013. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика