Художественная литература в воспитании детей, рекомендации по заучиванию стихотворений

Печать
Категория: Методические материалы
Дата публикации Автор: Федосова М.А.

Художественная литература в воспитании детей,

рекомендации по заучиванию стихотворений

Детский поэт И.Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Она формирует нравственные чувства, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие, способствует развитию речи, дает образцы литературного языка.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым образом – силой воздействия художественного образа.

Начиная с младшей группы, детей знакомят с разными литературными жанрами - стихами, потешками, рассказами, сказками.

Через рассказы дети познают лаконизм и точность языка, через стихи – музыкальность, напевность, ритмичность речи; через сказки – меткость, выразительность.

Мы хотим обратить внимание на стихотворный жанр литературы и предлагаем родителям несколько советов по заучиванию стихов с детьми.

1. Необходимо подобрать стихотворение с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные стихи, потешки, песенки; застенчивым детям - приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.

2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие стихи и потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети (Е.Благинина «Огонек», А.Барто «Игрушки»)

3. Для первичного знакомства со стихотворением прочитайте его ребенку так эмоционально и выразительно, чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать стихотворение еще раз.

Полезно подготовить ребенка к восприятию стихотворения: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.

4. Заучивать стихотворение необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания стихотворения (для этого требуется время).

5. Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы:

  • Игровые (читается стихотворение «Мячик» А.Барто и обыгрывается куклой и мячиком).
  • Рассказывание стихов в движении (имитация).

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

(читая слова, выполнять соответствующие движения).

  • Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова.
  • Чтение стихотворения по ролям, написанных в диалогической форме.
  • Заучивание стихотворения с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).

Я купила кошке

К празднику сапожки.

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы,

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать!

6. Уместным может быть заучивание стихотворений и потешек в процессе одевания («Я умею обуваться…»), умывания («Водичка, водичка…»), приема пищи («Каша из гречки…») и т.п.

Учите стихи играя:

  • Вы говорите почти всю строчку, а он добавляет последнее слово. Выучить простой стих так можно даже с полуторагодовалым малышом.
  • Попробуйте вместе с ребенком нарисовать стихотворение. Этот способ отлично влияет на развитие образного мышления ребенка.
  • Вы рассказываете первую строчку стихотворения, а ребенок вторую и так по очереди, можно это проделать с мячом, бросая друг другу, проговаривая строчки стихотворения.
  • Попробуйте устроить вечер стихов, концерт или театр.

Можно инсценировать стихотворение, сопровождая его определенными описывающими движениями. Или просто предложить ребенку роль артиста, известного чтеца. Элементами настроя будут нарядный костюм, концертная программка в ваших руках. Или предложите ребенку рассадить своих слушателей (это могут быть куклы, мишки, зайцы, театральные игрушки и т.д.), пусть юный чтец расскажет им стихи.

  • Можно подкрепляет запоминание двигательным актом. Возьмите толстую нитку и «смотайте стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотайте.После чего предложите ребенку спрятать ручки за спину и понарошку намотать клубок. Так же можно - нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
  • Напоследок еще один интересный и простой метод, почти мистический. Все, что нужно сделать - это несколько раз прочитать стихотворение вслух перед сном и, ничем не занимаясь, сразу же лечь спать. Утром стих будет литься из памяти сам собой. Не верите? А вы попробуйте!

Надеемся что Вы, уважаемые родители, воспользуетесь данными советами при заучивании стихов со своим ребенком.

Желаем удачи!

 

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Saturday the 5th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov