Опыт работы Григорьевой О.В.«Экспериментальная деятельность в познавательном развитии дошкольников»

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования , изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами. Таким образом, у нас назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста.

Внедрение данной программы в образовательный процесс способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

задачи

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1

Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

* развитие у детей представлений о химических свойствах веществ

-

растворение различных веществ (мыло, мыльные пузыри)

выделение веществ из неоднородной смеси путем фильтрования; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства бумаги (чернила)

* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях

группирование по весу (легкий, тяжелый)

магнетизм, трение, замерзание и таяние воды, теплота, звука

 

испарение, отражение и преломление света, электричество, сила тяготения, инерция

*развитие представлений о свойствах

                          воды, песка, глины, воздуха, камня

*развитие элементарных математических представлений

-

-

о мерке – как способа измерения объема массы

*познакомить с одним из рельефов планеты: кратер, горы

-

-

развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях (образование метеоритного кратера)

2

Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

-

увеличительное стекло (лупа)

увеличительное стекло, микроскоп

3

Развитие у детей умственных способностей

*развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение

*формирование способов познания путем сенсорного анализа

4

Социально-личностное развитие каждого ребенка

*развитие коммуникабельности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Каждый возрастной этап предполагает решение ряда задач:

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
  2. неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
  3. человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Диагностика усвоения рабочей программы проводится 2 раза в год: ноябрь, апрель.

Работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности и предполагает проведение игр – экспериментирований на каждом возрастном этапе, начиная со средней группы.


Средняя группа

Месяц

Тема

Сентябрь

«Узнаем, какая вода»

Октябрь

«Изготовление цветных льдинок»

Ноябрь

Взаимодействие воды и снега

Декабрь

«Что в пакете?»

Январь

«Игры с соломинкой»

Февраль

Игры с соломинкой и воздушным шариком.

Март

Надувание мыльных пузырей

Апрель

Легкий – тяжелый

Май

Горячо – холодно

Старшая группа

Октябрь

Нюхаем, пробуем, трогаем

Ноябрь

Какие предметы могут плавать

Декабрь

Почему все звучит?

Январь

Вода принимает форму

Февраль

Как согреть руки

Март

Делаем мыльные пузыри

Апрель

Что любят растения?

Май

Солнечные зайчики

Подготовительная к школе группа

Октябрь

Путешествие капельки

Ноябрь

Как увидеть и услышать электричество

Декабрь

Чудо - прическа

Январь

Испытание магнита

Февраль

Воздух

Март

Очищение воды

Апрель

Как появляются горы?

Май

Как происходит извержение вулкана


На первых этапах экспериментирования я предлагала детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяли им самим самостоятельно экспериментировать.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Детская любознательность, расширения словарного запаса, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах - это предпосылки для восприятия естественно-научных представлений - это направление работы второго этапа исследовательской деятельности.
В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества

Для игр предлагаю им песок, гипс, воду, пробки, жидкое мыло, снег, бросовый материал, камушки, бутылочки, поролон, трубочки, разные виды круп, т.е. самые доступные материалы. Важным мотивационным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит Умная Сова и приносит волшебные разноцветные баночки с запахами, предлагает детям определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т.д.

Проводить опыты под руководством взрослого, конечно, интересно. Но иногда ребенку так хочется поработать в лаборатории самостоятельно! Взвесить все, что хочешь, не только с помощью гирьки, но и ракушки, выяснить, как выглядит мир через лупу и насколько точны песочные часы. Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности создана «Детская научная лаборатория», где и происходитразвитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Для самостоятельных исследований разработаны различные схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо), подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Диагностика показала, что за годы дошкольного детства воспитанники приобретают ряд познавательных умений. Дети располагают определенным запасом знаний, проявляют самостоятельность и активность в экспериментальной деятельности. По результатам диагностики высокий уровень усвоения воспитанниками программы составляет (85%-высокий уровень)

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Опыт работы Григорьевой О.В.«Экспериментальная деятельность в познавательном развитии дошкольников» . МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика