Мастер класс для родителей "Дыхательная гимнастика"

Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями на развитие речевого дыхания, способами их выполнения.

Задачи:

- использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в условия семьи.

- показать значение дыхательной гимнастики, как одно из способов профилактики заболеваний и коррекции произношения звуков.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Для эффективного решения данной задачи в детских садах используются здоровьесберегающие технологии — это все формы, средства и методы, используемые в образовательном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. Это физкультурные занятия, динамические паузы, разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, , релаксация, подвижные игры и другие.

Я хотела бы вам рассказать об одном виде здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастике

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.:Обратите внимание, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым? Как показывает  опыт, маленькие дети зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Отмечено, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания.

Давайте вспомним, что такое дыхание?  – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от не речевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.

Как правильно выполнять упражнения дыхательной гимнастики?

Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений, которые увеличивают объем, глубину и силу вдоха и длительность выдоха, а также нормализуют ритм дыхания. Правильное речевое дыхание – это вдох носом, а выдох ртом. Важно, чтобы при вдохе не поднимались плечи и грудная клетка. Выдох же должен быть плавным и долгим.

На начальном этапе необходимо научить ребенка дышать с закрытым ртом. Ребенок должен научиться  глубоко вдыхать и длительно выдыхать через нос. После того, как  малыш привыкнет дышать носом, начинают тренировать его ротовой выдох. Можно после вдоха носом закрыть ребенку ноздри, чтобы он выдыхал через рот. Обязательно следим за тем, чтобы во время ротового выдоха, не раздувались щеки. Постепенно длительность выдоха увеличиваем.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3. выдох должен быть продолжительный и плавный;

4. не поднимать плечи;

5. не надувать щеки при выдохе;

6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

8. проводить упражнения  по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

Сейчас выполним несколько упражнений дыхательной гимнастики. Давайте встанем в круг.

Подготовительное упражнение

Исходное положение. Стоя. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.

Упражнение «Окно и дверь»

Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.

Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

Упражнение «Обдуваем плечи».

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке : голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох»,  голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох»,  голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

Упражнение «Насос».

Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела

Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, руки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

Упражнение « Потягушечки ».

Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх

Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.

Упражнение «Понюхай цветок».

Необходим цветок из картона.

Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох и произносит АХ!»

Игра «Вертушка».

Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. Продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

Игра «Ветерок».

Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги (елочного «дождика») к деревянной палочке (коктейльной трубочки). Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку.

Игра «Поддувалки».

Игры «Снежинка», «Листочек», "Пёрышко".

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

А сейчас я предлагаю вам  сделать игру для выработки целенаправленной воздушной струи.

Игра «Лети, цветок »!

Сделаем бумажные цветки, к каждому цветку привяжем нитку длиной 20-40 см, нитку прикрепите к трубочке (на некотором расстоянии друг от друга). Нитки натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Далее попробуйте подуть на бабочек по очереди.

— И в завершении мастер-класса я предлагаю вам отдохнуть— Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

— А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили на мастер-классе нового.

— А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

Здоровья Вам, вашим семьям и вашим близким!

Консультация для родителнй "Театрализованные игры"

      Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. 
      Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации. 
      Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 - 7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось... 
       Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями. 
      Характерными особенностями театрализованных игр являются - литературная или фольклорная основа  их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.) Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). 
      В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. 
       В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности. 
      Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов; восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества. 
      Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно. 
       Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований (О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др.) доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте. 
      
      Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа: 
      
     • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; 
     • освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер"); 
     •самостоятельная творческая деятельность. 
      
      Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.). 
      Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах. 
      Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета. 
      Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева. 
      В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника. 
      
      Театрализованно-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
       • как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная; 
         • как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности.
 
      Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста. 
      
      Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей. 
      
             Задачи и содержание работы    
      
      Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности. 
      Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театрзверей,клоуна и пр.) 
        В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театралъно-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок, отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко,Н.Носова. 
       Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной ифы, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В театр", предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля. 
      У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций. 
      Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика". 
      Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. 
       Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей. 
      Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр. 
       Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки. 
      Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация всегда подготовлена". Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры. 
      Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты. 
       Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка. 
      Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению. 
       Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности. 
       Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой. 
      Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядностиит.д. 
       Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
       Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Театр – наш друг и помощник»

«Театр – наш друг и помощник»

 
Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие творческих способностей родителей.  
Ход собрания
   Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».
   На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, постепенно, дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
  Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. 
    Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных).Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! 
 
 
        Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятий по театрализованной деятельности. Но вначале ответьте на вопросы.
1 Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).
2 Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
3. Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)
4. Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.)
Игра «Давайте познакомимся» (передают игрушку друг другу здороваясь и говоря свою имя).
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет), футбол (забили гол).
 
Испорченный телефон 
Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
 
(Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух).
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память. 
Пантомимические этюды и упражнения
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.
Покажите, как :
-вратарь ловит мяч;
-зоолог ловит бабочку;
-рыбак ловит большую рыбу;
-ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
-парикмахера;
-пожарника;
-строителя;
-водолаза
Домашний театр
   Семейный театр – особая среда для развития творческих способностей детей.
  Это ключ к нравственному развитию ребенка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Театральная деятельность активно применяется в детском саду, но сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем! 
   Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Домашний кукольный театр

Домашний кукольный театр своими руками

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. 
Домашний кукольный театр это:
Любимое времяпрепровождение, когда вся семья в сборе.
Сплачивает семью в едином увлечении, в т. ч. и при изготовлении реквизита.
Способствует развитию детей: постановка речи, стимулирование фантазии и воображения.
Это своеобразная игра на внимание, память, ловкость.
Прививает малышам с раннего возраста понимание театра и искусства.
 
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с ребенком примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
Для театра понадобится:
Строительный материал для декораций: кубики, пирамидки.
Сказочные персонажи, пусть это будут привычные игрушки: плюшевые зверюшки, резиновые пищалки, небольшие куклы.
Для самых маленьких деток такой вариант домашнего театра идеальный. Постройте вместе со своим ребенком домики, гараж, остановку. И начинайте играть и импровизировать. Можно начать с самых легких сказок: колобок, репка, теремок. Потом предложите ребенку самому добавить героев, меняйте ситуацию.
Для детей от трех лет можно таким же образом сделать настольный театр. Для этого застелите стол ватманом, вместе с ребенком нарисуйте дорожки. Используйте небольших персонажей (например, их много можно найти в киндер-сюрпризах), для строительства задействуйте лего, небольшие конструкторы, маленькие кубики. 
А еще попробуйте изготовить ширму, чтобы домашний театр больше походил на настоящий.
Идеи ширм для домашнего театра:
- Ширма дверного проема. Закрепляем в дверях веревочку, вешаем полотно, украшаем, можно вырезать окошко или действовать поверху. Для украшения используется любой подручный материал: лоскуты, остатки ленточек, пуговицы, старые украшения, мамины бусы, заколки старшей сестры…Такую ширму легко снять, а при хранении она не занимает много места. И еще один секрет: ширму можно натянуть не только в дверном проеме, но и между стульев, ножек стола или любой другой мебелью.
Ширма из ДВП. Ширма может выглядеть просто, как перегородка, или как домик, или как дворец. Все зависит от вашей фантазии. Такая ширма может быть разных размеров, в т. ч. и для настольного театра.
Ширма из картона. Только используйте плотный картон, а дополнительные детали (занавеси) изготавливайте из легких материалов. 
Ширма из коробки. Если вы недавно делали крупные покупки, то не спешите выкидывать упаковочную коробку. Это уже практически готовая ширма, которую необходимо украсить и (или) разрисовать. Использовать можно практически все: ткань, ленты, бисер, карандаши, фломастеры.
Подсмотреть как делают ширмы для домашнего театра для детей можно на многих сайтах:
https://ihappymama.ru/domashnij-teatr-zachem-on-nuzhen-i-kak-organizovat/
Идеи сказочных персонажей, изготовленных своими руками:
Куклы-варежки из цветного фетра. Такие куклы надеваются на руку. Куклы-варежки легко выкроить самостоятельно. В качестве украшения используются цветные ленточки, пуговицы.
Пальчиковые куклы. Изготавливаются также, как и варежковые персонажи (можно связать из пряжи), только меньших размеров, так как надеваются на пальчики.
Бумажные куклы. Можно купить готовые наборы в магазине или распечатать из интернета. Для устойчивости такие персонажи наклеиваются на спичечные коробки или небольшие пластиковые стаканчики. Рекомендуются для настольного детского театра.
Объемные куклы. Изготавливаются из пластилина, соленого теста, папье-маше, могут быть скомбинированы с тканью. Для их изготовления понадобится время, но это будут самые выразительные и интересные персонажи.
Более подробно об изготовлении кукол можно прочитать здесь: https://portalrebenka.com/detskaya-komnata/masterim-domashnij-kukolnyj-teatr-svoimi-rukami-ot-a-do-ya.html
https://www.maam.ru/detskijsad/kukolnyi-teatr-svoimi-rukami-ochen-prosto-i-bystro.html
Используйте для создания дополнительных декораций все подручные средства:
Из коробочек от маминых косметических средств и парфюмерии можно построить целый город. Для этого достаточно их склеить между собой и обклеить цветной бумагой.
Из остатков картона или ДСП попробуйте создать настоящую парковую зону для театральных персонажей (не всегда же им только за ширмой прятаться).
Из кубиков можно соорудить крепость или китайскую стену вокруг дворца принцессы.
Идей для детского кукольного театра много. Пробуйте, делайте и играйте вместе с детьми!
 

Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

 
 
Организуя театральные игры с детьми дошкольного возраста мы часто наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если же детей спросишь, почему они не принимают участие в общей игре, они мотивируют свой отказ тем, что им это не интересно. Однако опыт работы показывает, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться принять участие в групповой деятельности. Таким образом, возникает вопрос?
- как привлечь детей к театральным играм?
- как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со сверстниками и взрослыми?
Важным является то, что - надо вовремя помочь ребенку справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых - все это как снежная лавина обрушивается на маленького человека. Загоняя его в мир страхов и сомнений.
В этой ситуации на помощь ребенку могут прийти куклы и театрализованные игры, так как они никого не могут оставить равнодушными.
Психика человека предназначена для активности. И нам хотелось бы познакомить вас со специальным методом, который можно использовать в работе с неуверенными детьми. Это метод куклотерапия. Этот метод основан на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультика или сказки. Если ребенок имеет любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему («в лицах»), как этот персонаж попадает в страшную историю, связанную с пугающим ребенка объектом, и справляется с ней. Если есть у ребенка любимая кукла, то она может быть использована для постановки небольшого спектакля, важно, только, чтобы в действующих персонажах ребенок узнавал любимую игрушку и страшилище. Действительно ли подготовленные куклы ребенок сравнивает с выбранным персонажем? В этом надо убедиться в беседе «до спектакля» Этот метод основан на том, что ребенок идентифицируется в процессе прослушивания сказки или просмотра мультика с героем, которому симпатизирует.
В процессе высказывания или демонстрации «страной истории» не надо все время успокаивать ребенка, прерывая тем, естественное течение переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка и он сочувствовал бы основному герою (идентифицировался с ним). По мере разворачивания   сюжета   эмоциональное   напряжение   ребенка   должно возрастать (для этого сюжет надо построить по «нарастающей», с разрешением проблемы в конце), а достигнув максимума, смениться бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плачем, смехом...) и снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, освободиться от страха и неуверенности в себе. Таким образом, главная задача здесь стоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фразу - расслабление. Обычно напряжение у ребенка с эмоциональным нарушением личности, с одной стороны, дезорганизует его поведение, мешает появлению положительных эмоций и пр., с другой стороны - оно настолько сильно, чтобы произошел катарсис. Поэтому необходимы специальные, «вызывающие» аффект действия. Необходимость достижения катарсиса, однако, не предполагает доведение ребенка до истерики или припадков. Чтобы этого избежать необходимо, учитывать, что нельзя долго «тянуть» рассказ, и надо варьировать его в зависимости от состояния и возраста ребенка.
Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация (когда главному герою что либо угрожает) и развязка (герой побеждает).
Описанный метод входит в систему коррекционных приемов -куклотерапию -и является наиболее простым в использовании. Куклотерапия помогает при различных нарушениях. Но случаи с нарушением личности требуют более длительной и серьезной подготовки, чем при эмоциональных нарушениях, не связанных с глубинными деформациями личности.
Главное - создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять психологические проблемы ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации. Несколько лет назад в средней группе нашего детского сада мы решили поставить сказку «Колобок», используя для этого деревянные ложки. Родители помогли превратить ложки в персонажей сказки. Для большей красочности оформили их кусочками ткани, украсили тесьмой, лентами, кружевами. Игрушки получились легкими, удобными в управлении, а самое главное - они предвосхищали знакомство детей с театром на гапите, являясь как бы его упрощенным вариантом.
Маленьким театралам они понравились. Ребята стали просить научить их управлять игрушками. Мы внесли ширму, объяснили, как надо держать куклу, как двигать ею по грядке (краю ширмы). Управлять пробовали все дети, кроме Кати, которая с интересом следила за всем происходящим, однако подойти не решалась. Мы видели, что ей очень хочется взять куклу в руки, но мешает робость, неуверенность в себе. Так продолжалось несколько занятий.
Мы понимали, что надо как-то помочь девочке, и однажды попросили Катю принести «актеров» и раздать их детям. Катя нашу просьбу исполнила, а после спектакля сама собрала игрушки и вернула их на место. И потом каждый раз, видя, что дети собираются на музыкальные занятия, бережно несла их в зал и раздавала. И хотя девочка так и не вышла с куклой к ширме она почувствовала себя участницей спектакля, выбрала роль, которую могла сыграть - роль организатора. Мы понимали, что придет время и Катя сможет побороть свою робость. Так и случилось. Примерно через полгода девочка сама подошла к куклам и выбрала зайчика (мы репетировали сказку «Теремок»). Вначале несмело, затем все более уверенно исполняла выбранную роль. Буквально через два-три занятия трудно было поверить, что когда-то она не подходила к ширме. Участие в итоге кукольных спектаклях помогло Кате побороть в себе страх, воспитать волю и характер. У нее появились черты лидера.
Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребенка, мы стремимся к тому, чтобы театральная кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством. «Детям, пока они еще не совсем ушли из сферы игр и игрушек и полны творческой динамики, надо что-то переходное, ведущее их от игры к театру, так, чтобы последний являлся естественным следствием первой. К театру, как к таковому, как к "очень сильно действующему средству", необходимо подходить очень постепенно, чтобы не повредить нежных и оригинальных ростков детства: а повредить трафаретом изжитых уже переживаний взрослых весьма легко. Занимаясь с детьми, главной целью мы полагаем развитие их творческих способностей средствами театрального искусства.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс на репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.
Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, не отрабатываем позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену и т. д. Главное - это понимание смысла и атмосферы театрального действа. Мы хотим, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
«Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детское понимание пьесы, сочиненное самими детьми или сочиняемое и импровизируемое ими в процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникают игру в процессе детского творчества». Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Знакомство детей с театрализованными играми начинается в 1-й младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждаем их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствуем стремлению поиграть с «актерами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.
Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, мы последовательно знакомим детей с различными видами кукольных театров. Для этого используем этюды, обучающие способам управления куклами различных систем.
После того как приемы кукловождения освоены, приступаем к постановке спектакля. Параллельно в каждой возрастной группе обучаем детей основам актерского мастерства. Для этой цели используем этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Развиваем также навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Начиная со 2-й младшей группы, работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведем параллельно. В средней группе и далее стремимся объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Этот вид деятельности мы называем театрализованными играми с элементами кукольного театра. Он интересен тем, что одновременно одна часть детей играет с театральными куклами, а другая -подвизается в качестве актеров драматического театра. Малыши сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или инсценировка) в соответствии со своим психологическим состоянием. Не уверенные в себе ребятишки чаще всего предпочитают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).
Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского: «Не следует забывать. Что основной закон творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате. Не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель -сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, что навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Консультация для родителей "Музей -усадьба Ясная поляна"

 
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: знакомство детей со всемирно известными местами – «Ясной Поляной» - родиной Л.Н.Толстого.
Задачи
Образовательные:  продолжать знакомство детей с родным краем, со всемирно известными местами (“Ясной Поляной”) связанными с жизнью известных земляков (Л.Н. Толстого). Побуждать детей обращать внимание на красоту окружающего мира, воспетого в произведениях известных писателей и поэтов.
Развивающие: развивать навыки речевого общения, внимание, восприятие, память,  пополнить словарный запас словами и словосочетаниями: “музей-усадьба”, “флигель”, “павильон”, “пасека”, “дворовые”, “клин”, “повесть”, “рассказ”, “роман”, “ворота”, “окрестности”, “крестьянские дети”, “радость творчества”, “проникнуться духом”,закреплять с детьми знакомые пословицы и поговорки о Родине, о Туле.
Воспитательные: воспитывать любознательность и бережное отношение к наследию родного края, своего народа, воспитывать чувство гордости за свой родной край.
Материал к занятию:
репродукции и фотографии из серии “Ясная Поляна”; портрет и произведения писателя (для книжной выставки); русские костюмы для детей и воспитателя, мультимедийная установка.
Предварительная работа:
разучивание пословиц и поговорок о Родине, о Туле, чтение детям произведений Л.Н. Толстого “Филиппок”, “Лев и собачка”, “Два товарища” и др., разучивание рус. нар. игры “Редька”, чтение стихов о Туле, о Родине, рассматривание иллюстраций о Туле, знакомство с символикой Тулы, слушание гимна Тулы.
 
Ход занятия:
 
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей) А как называется наш поселок? (ответы детей) В какой области он находится? (ответы детей) Правильно, центром нашей области является город Тула. Это большой, красивый город. Это один из городов России, который славен своими достопримечательностями (на слайдах демонстрируются достопримечательности Тулы). Нам очень повезло: мы живём на богатейшей Тульской земле. Наш край богат народными промыслами и умельцами. Назовите, какими промыслами славится наш край (дети перечисляют). А сейчас послушайте отрывок  из стихотворения “Есть город в России” (Ю. Шелков):
 
                                                “Есть город в России
                                                Не очень велик, да известен.
                                                Над ним как легенды
                                                Проплыли седые века.
                                                О городе этом немало разносится песен
                                                Не очень велик он, да слава о нем велика!
                                                 Есть город в России
                                                Стоял он, как воин на страже,
                                                Дорогу к Москве он собою
                                                Не раз прикрывал.
                                                О стены его разбивались
                                                Нашествия вражьи,
                                                А он непреклонный
                                                Оружие грозно ковал!”
 
Воспитатель: В Тульской области много памятников старины, музеев, напоминающих нам о славном прошлом наших земляков. Одним из них является музей-усадьба “Ясная Поляна”, которая расположена недалеко от Тулы. В его окрестностях  есть красивые леса и луга, речки и пруды, крестьянские избы (рассказ сопровождается показом слайдов).
Ясная Поляна - это живописный уголок, связанный с именем великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (рассмотреть портрет).
 
Приглашаю детей посетить выставку книг, которые написал Л.Н.Толстой.
Ясная Поляна - это родина Толстого, где он родился и жил; писал свои повести, рассказы и романы как для взрослых , так и для детей (рассказы “Два товарища”, “Филиппок” и др.) 
(дети называют знакомые им произведения, кратко рассказывают о чём они).
Воспитатель: А сейчас 
 
Ясная Поляна и ее природа, полюбившиеся писателю с детства, вызывали в нем чувство большого счастья, прилив новых сил, радость творчества. Толстому нравилось гулять по окрестностям своей деревни. Во многих его произведениях легко можно узнать памятные места музея-усадьбы. Ясной Поляне, по мнению Толстого, он был “обязан лучшими своими мыслями, лучшими движениями души”. Лев Николаевич был очень гостеприимным, дом всегда был полон гостей. Часто в гости приходили и крестьянские дети. А для того, чтобы нам лучше почувствовать атмосферу того времени, я предлагаю всем нам превратиться в жителей Ясной Поляны... (переодевание в народные костюмы).  А сейчас я приглашаю вас
на экскурсию -   пройтись по толстовским местам... 
 
       (Демонстрация репродукций по тексту на слайдах).
 
Воспитатель: Еще при жизни Льва Николаевича Ясная Поляна была одним из замечательных культурных центров России. Многие годы он с семьей жил здесь. В его доме часто собирались друзья и гости. К Толстому приезжали многочисленные его почитатели со всех концов страны и многих зарубежных государств, чтобы проникнуться духом его творчества.
И в наши дни Ясная Поляна – один из крупнейших музеев страны. Куда нескончаемым потоком идут и едут люди с тем, чтобы лучше и глубже познать Толстого, по-настоящему почувствовать  его переживания и мысли, переданные в произведениях...
                          (Въезд в Ясную Поляну)
 
Воспитатель: При  въезде  в Ясную Поляну  мы видим въездные, круглые, кирпичные  две  башни, поставленные еще дедом Л.Н. Толстого – князем Н.С.Волконским (и им уже более 200 лет), на которых размещались железные ворота.
                                                                        (Берёзовая роща).
 От въездной башни к дому Толстого тянется берёзовая роща)
 
                                                                         (Дом)
Воспитатель: Как вы думаете: Что это за дом и кто в нем жил? (ответы детей). Л.Н. Толстой прожил в нем всю свою жизнь. В этом доме он и создавал свои крупнейшие художественные произведения: комната, письменный стол, диван и т.д. (беседа по серии репродукций о внутреннем убранстве помещения).
 Любимым кабинетом Льва Николаевича была комната под сводами. В перерывах между написанием произведений он отдыхал на очень простом диване, обитом кожей, а под голову клал твёрдую кожаную подушку.
                                                                 (Гостинная)
Интерьер гостиной служил одновременно гостиной и столовой, где любила собираться вся большая, дружная семья Л.Н.Толстого. 
                    
                                                                 (Пруды)
 
Воспитатель: В яснополянской усадьбе  три пруда: “Большой”, “Средний” и “Нижний”. Лев Толстой  летом любил гулять у “Большого” пруда и купаться в нем, а зимой -  кататься с крестьянскими ребятишками на коньках. У “Нижнего” пруда сохранилась беседка, где частенько отдыхала мама Льва Николаевича.
                     
  (Белая кухня)
 
Воспитатель: В этом небольшом строении, расположенном у дома Толстого, жил повар, пекли хлеб, готовили квас. Лев Николаевич любил заходить сюда, чтобы выпить квасу, настоянного на мяте, или съесть ломоть ароматного, только что испеченного хлеба. Истории, услышанные в беседах с дворовыми людьми, иногда ложились в основу его рассказов и повестей.
                         (дом Кузьминских, “Литературный музей”)
 
Воспитатель: Лев Толстой очень любил детей. В этом 2-х этажном каменном флигеле он открыл первую в России бесплатную школу для крестьянских детей и был в ней учителем. Толстой хотел, чтобы все бедные дети обучались грамоте, умели читать и писать. Лев Николаевич сам придумал и составил азбуку для детей, с помощью которой учил простых ребятишек читать и писать. Для них же, с целью закрепления полученных знаний он написал много рассказов и повестей, по которым дети узнавали об окружающем их мире много интересного и нового. Ребята тоже любили Льва Николаевича, потому что он был добрым и умным человеком. В школе дети не только изучали грамоту, но и учились дружить, уважать друг друга. А еще они любили играть на переменах в простые игры.
 
 Давайте и мы с вами поиграем в одну из народных игр. А называется она “Редька”.
                     
(парк “Клины”)
 
Воспитатель: Рядом с домом  расположен парк, где липовые аллеи смотрятся словно клинья. Отсюда и название парка “Клины”. Это – любимое место прогулок Л.Н. Толстого. Под ветвистыми деревьями, в тени их прохлады легко дышится. И писатель, гуляя, придумывал продолжения своих произведений, размышляя над судьбами их героев.
 
(дуб в Чепыже)
 
Воспитатель: Недалеко от дома Л.Н. Толстого находится дубово-липовый лес под названием “Чепыж”. На его опушке, возле “широкой” поляны стоят дуб и береза. Стволы этих деревьев у самой земли плотно сомкнулись, а кроны сказочно переплелись своими ветвями. За эту необычную особенность и красоту люди называют их  “лесное чудо”...
 
(Хозяйственные постройки)
            
    В этих постройках содержалось хозяйство Толстого.
 
(Дерево любви)
Это очень красивое дерево – два дерева переплетаются стволами.
 
(Скамейка Л.Н.Толстого)
В усадьбе сохранилась скамейка, на которой Толстой любил отдыхать во время прогулок по парку.
 
(Могилка Л.Н.Толстого)
В Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага находится могилка Л.Н.Толстого. Могилка без креста, сюда приходит много людей, на холмике всегда много цветов.
                                                
Воспитатель: Вот на этом мы и закончим нашу с вами “экскурсию”. Скажите, а где она проходила? Кто жил и работал здесь? Назовите  известные вам произведения Л.Н. Толстого. Что еще интересного вам запомнилось из сегодняшней “экскурсии”? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня вы узнали много о музее-усадьбе “Ясная Поляна” - родине известного писателя Льва Николаевича Толстого, горячо любившего родные края. Воспевшего в своих произведениях красоту Тульской природы, мудрость своего народа. И в заключение давайте вспомним известные вам пословицы и поговорки о Родине:
Нет ничего краше – чем Родина наша;
Родина любимая – мать родимая;
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;
Родной свой край люби и знай;
Родной свой край делами прославляй!
Туляки тем хороши, что родом от Левши;
Тульский край – пряничный рай;
Туляк в гости приглашает – самоваром привечает;
Пекут всем на удивленье пряник тульский загляденье.
Воспитатель: А сейчас, ребята я приглашаю вас на чаепитие у самовара с тульскими пряниками.
Рефлексия:
Вам понравилось занятие? Что вам запомнилось?
О чём вы вечером расскажите своим родителям?

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

 
 
Цели:
1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;
2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;
3)содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;
4)развитие творческих способностей родителей.
Задачи:
-создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;
-способствовать формированию эстетического вкуса;
-приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;
-осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности;
-повышать физиологическую и валеологическую компетентность родителей.
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).
Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии :
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:
Мы немножко поиграли, 
А теперь в кружок мы встали. 
Ты загадку отгадай. 
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Король – орел, орел-король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Испорченный телефон
Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.
Пантомимические этюды и упражнения
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.
Покажите, как : 
-вратарь ловит мяч; 
-зоолог ловит бабочку; 
-рыбак ловит большую рыбу; 
-ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить: 
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.
Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение. Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:
формирование правильного эстетического вкуса;
развитие коммуникативных способностей;
влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;
помогает решить конфликт в процессе игры;
создание положительного эмоционального настроя;
помогает нравственному воспитанию.
Важно так же участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Итоги данной консультации.
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, алюбую ситуацию разрешать при совместных действиях. Хочу особенно отметить, что в процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.
Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Мастер-класс в группе Цветные ладошки

       

День матери это международный праздник, посвященный всем мамам мира. В отличие от 8 Мар­та, Международного женского дня, когда поздравле­ния принимают все представительницы прекрасного пола, в этот день принято поздравлять матерей и бе­ременных женщин.

Цель этого прекрасного празд­ника- поддержать традиции бережного отношения к женщине, особо отметить значение в нашей жизни самого главного человека - матери.

Это еще и семейный праздник. Дети обязатель­но должны понимать,кем является для них мама и какого почтения она заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим ма­мам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее мате­ринской любви. Как солнце посылает свои лучи, со­гревая все живое на земле, так и любовь матери все­гда согревает ребенка. 

История празднования Дня матери насчитывает несколько столетий. 

В Англии с XVII по XIX век отмечалось "Мате­ринское воскресенье"(Mothering Sunday) - четвер­тое воскресенье Великого поста, посвященное чест­вованию матерей по всей стране.

В США День матери впервые был публично под­держан известной американской пацифисткой Джули­ей Уорд Хоув в 1872г. День матери, по ее версии, - день единства матерей в борьбе за мир во всем мире, т. е. своеобразный Деньмира. Идеи Джулии Уорд не на­шли широкой поддержки ни в США,ни в других странах. Только в 1907г. американка Анна Джарвис из Филадельфии выступила с инициативой чествова­ния матерей. Анна написала письма в государствен­ные учреждения, законодательные органы и выдаю­щимся лицам с предложением один день в году по­святить матери. В 1910г.штат Вирджиния первым признал День матери официальным праздником.В 1914г. Президент США Вудро Вильсон объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей. 

Вслед за США второе воскресенье мая объяви­ли праздником 23 страны. В другие дни этот праздник отмечают еще более 30 стран. 

 У мальтийцев День матери существовал с незапа­мятных времен. Историки считают, что сама традиция берет начало еще в женских мистериях древнего Рима, в которых особенное внимание уделяется почитанию Великой Матери - богини, матери всех богов. 

В Греции День матери отмечается 9 мая. История праздника ведется с античных времен, когда греки праздновали весной день матери всех богов - Геи.

В Финляндии День матери стали отмечать офи­циально с 1927г. во второе воскресенье мая. В этот день, вывешивают флаги,дети готовят подарки для мам, а папы стараются в этот день на кухне, каждый в меру своих способностей. 

В России праздник введен Указом Президента РФ от 30.01.98N 120 "О Дне матери". Он отмечается в последнее воскресенье ноября. Инициатива уч­реждения Дня матери принадлежит Комитету Госу­дарственной Думы по делам женщин, семьи и моло­дежи.

По официальным данным, сегодня матерями в нашей стране являются более 50 млн.женщин, из них более 1 млн. 700 тыс. - многодетные. 

День матери - прекрасная возможность уде­лить внимание своим матерям, бабушкам, согреть их теплом,в котором они так нуждаются. А для дошкольного учреждения этот день - еще один повод устро­ить для детей и их мам добрый праздник.

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Wednesday the 4th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov