«Организация домашнего театра» (консультация для родителей)
- Подробности
- Категория: Взаимодействие с родителями
- Опубликовано 04.09.2016 18:37
- Автор: Белоглазова Надежда Владимировна, воспитатель
- Просмотров: 331
А что такое домашний детский театр?
Мало кто сможет сегодня дать ответ на этот вопрос. А ведь еще сто лет назад домашний театр был одним из наиболее интересных и любимых развлечений для детей любого возраста.
Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное представление. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию — сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять ее главную идею и настроение.
Домашний театр – уникальная игра, которая одинаково подходит и малышу, только начинающему повторять за мамой первые звуки и слова, и детям постарше, которые уже вполне готовы заучивать реплики. И самое главное – она редко надоедает, ведь можно каждый день менять сюжеты, героев и декорации. Домашний театр поможет обучить малыша верно вести диалог, находить выход из сложных ситуаций, развивать память и самостоятельность мышления, обогащать словарный припас. А детская память сохранит калоритные воспоминания о вашем интересном совместном времени провождении. Театрализованные игры развивают у малышей выразительную речь и творческие возможности. И хотя увлечение домашним театром, обычно, завершается совместно с детством, способности общения, импровизации, фантазии, а главное разговорные способности остаются. Любые выступления раскрепощают малыша и помогают побороть стеснительность.
Домашние театры могут быть самыми разными – все зависит от возраста и интересов ребенка. Для кукольного театра – потребуется специальный реквизит: игрушки, пальчиковые куклы или куклы на руку. Также можно подготовить ширму или мини-декорации для игрушек. Для театра теней можно использовать фонарик, лампу, белый экран (в его роли может выступить простыня) и немного фантазии. Ролевые игры. Для их проведения важен сюжет, в котором малышу будет отведена определенная роль, соответствующая его возрасту и предпочтениям. Это могут быть животные, сказочные персонажи. Детский праздник – один из самых трудоёмких видов организации домашнего театра, требующий тщательной подготовки не только сюжета, но и костюмов, декораций.
Впрочем, какой бы из вариантов вы не выбрали, важно помнить: ребенок должен принимать самое активное участие в представлении, а не просто оставаться зрителем.
Планируя организовать домашний театр, конечно, важно позаботиться и о сценарии. То, каким он будет, зависит, в первую очередь, от возраста вашего ребенка.
Для детей 1,5-3 лет подойдут сюжеты, в которых необходимо изображать зверей, транспорт или людей, имитируя различные звуки или повторяя несложные слова. Пусть малыш покажет, как бегает лошадка или лает собачка. Если при этом вы снабдите его подходящим реквизитом (плюшевым хвостиком или носиком), то, поверьте, он с огромным рвением покажет вам абсолютно любого персонажа.
Для детей 3-5 лет можно уже придумать небольшие сказочные истории, которые тоже не должны требовать от них заучивания большого количества текста или репетиций. Пусть все будет построено на импровизации. Спланируйте только общий сюжет – «зачин», а дальше малыши уже все сделаю сами.
Детям, начиная, как правило, от 5-6 лет, вполне можно предлагать придумывать собственные истории для домашнего театра, а после всей семьей представлять их гостям.
Театр немыслим без реквизита, костюмов и декораций. Конечно, если вы планируете большое представление для родных или гостей, то подготовиться придется основательно. Но на каждый день достаточно будет и самых обычных предметов – масок, хвостиков, ушек, волшебных палочек или мантий. Также отлично подойдут предметы из «мира взрослых», которые всегда особенно привлекательны для малышей: мамины юбки, шляпы или папин портфель. А вот для кукольного театра все-таки придется купить подходящих «актеров» в магазине.
Желаю успехов! Пусть домашний кукольный театр принесет счастье и радость в Ваш дом, а Ваши дети вырастут самыми умными и талантливыми.
«Виды кукольного театра» (консультация для родителей)
- Подробности
- Категория: Взаимодействие с родителями
- Опубликовано 17.02.2016 18:40
- Автор: Белоглазова Надежда Владимировна, воспитатель
- Просмотров: 229
«Виды кукольного театра» (консультация для родителей)
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.
Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках. Кукол ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.
Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе - это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см.
Куклы - варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Фантазия педагогов и детей превратила самые обыкновенные варежки в животных и людей. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т.к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов. Мы можем изготовить такие "варежки" по любой сказке.
Куклы - марионетки изображают людей и животных в полный рост. Детям любого возраста очень нравится общаться с окружающими людьми от имени такой куклы, они с радостью преодолевают эмоциональные и коммуникативные заслоны. Сначала ребенку очень сложно научиться управлять этой куклой, он просто держит ее за ниточки, и кукла передвигается прыжками. Постепенно малыш учится координировать движения и управлять куклой. Особенно эти куклы необходимы гиперактивным детям, поскольку, управляя такой игрушкой, ребенок, сам не замечая того, учится контролировать свои движения, действовать осторожно и произвольно.
Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара.
Можно порадовать малышей куклой-перчаткой. Для этого нужно взять весёлые детские перчатки с разными цветными вставками, полосками. На каждый пальчик сверху пришиваются "головки", вырезанные из поролона. Когда ребёнок надевает такую игрушку на руку, она делается подвижной. Естественно, что ребят это очень забавляет, поэтому такие игрушки они особенно любят использовать в театрализованной деятельности.
Чтобы сделать игрушку - топотушку, нужно нарисовать человечка или зверюшку на картоне. Изображение вырезать. Прикрепляется фигурка к тыльной стороне ладони при помощи резинки, на указательный или средний пальцы надеваются напёрстки или пробочки от одеколона. Такая игрушка может «ходить», «бегать», «плясать» на столе, при этом ножки топают, отбивая любой ритм.
Яркими и выразительными возможностями обладает очень простая кукла с "живой" рукой. Вместо рук куклы работают руки воспитателя или ребёнка в перчатках, пришитых к платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 - 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове и пр.)
«Волшебный мир театра!»(консультация для родителей)
- Подробности
- Категория: Взаимодействие с родителями
- Опубликовано 30.12.2015 18:45
- Автор: Белоглазова Надежда Владимировна, воспитатель
- Просмотров: 307
«Волшебный мир театра!»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Содержание театрализованных занятий
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.
Построение среды для театрализованной деятельности.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.
Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
Особенности его эмоционально-личностного развития;
Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
Возрастные и полоролевые особенности.
Театр и родители?!
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
- Подробности
- Категория: Взаимодействие с родителями
- Опубликовано 20.10.2015 18:58
- Автор: Белоглазова Надежда Владимировна, воспитатель
- Просмотров: 932
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра - это своеобразная форма приобщения ребенка к будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности, приобретает первые знания и представления об окружающем мире, человеческих отношениях, где устанавливаются первые контакты, формируются нравственные и моральные основы. Игра – самая радостная деятельность детей. Она требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов, в соответствии с принятой ролью. В игре ребенка формируется социальная ориентация, требующая согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знании, умений и навыков. Многие виды игр невозможны без речевого оформления, без диалогического общения.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в театрализованной деятельности присматриваются друг к другу, оценивают друг друга в зависимости от таких оценок, проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые в игре-театрализации, определяют формирующиеся взаимоотношения.
В процессе игры-театрализациии подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения на кооперации труда, работы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в обыгрывании роли дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Во взаимодействии детей в ходе театральной постановки эффективен прием драматизации. В нем наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Драматизация привлекает близостью к игре с использованием игрушек, элементов декораций, ряженья.
Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д.
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть, проникнут в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Характерными особенностями театрализованных игр является литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Виды театрализованных игр разнообразны, по Н. А. Роуцкой: театрализованная игра, игра с настольным театром, игра – драматизация, плоскостные фигурки, фланелеграф, объемные фигурки, теневой театр, игра с марионетками, бибабо.
По мнению О. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые дилогии на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, театр марионеток) и т. д.
Для проведения игр необходимы определенные требования:
• Знание литературного текста
• Правильный отбор художественного произведения небольшого по объему, желательно из «Программы… »
• Должны быть действия.
• Должен быть диалог и монолог.
• Доступность понимания детьми.
• Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении.
• Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.
Приемы руководства играми-драматизациями заключается в следующем:
• Чтение произведения.
• Беседа по содержания произведения. Здесь надо обратить внимание детей на действие героев, чувства, состояние.
• Рассматривание иллюстраций, мультфильмов, прослушивание грамзаписи, поделка атрибутов и пособий.
• Игры – имитации мимики, жестов.
• Работа над текстом.
• Инсценирование (игра-драматизиция).
Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход.
В старшей воспитатель и дети находятся на позиции сотворчества, сотрудничества, разыгрывать сценки, заниматься подготовкой к спектаклям можно во второй половине дня. Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самостоятельных играх в театр. Они сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействия, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.
Необходимо также отметить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Особенности развития детей от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст).
Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли, игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, И воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников; воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться свойства внимания: объем, устойчивость, распределение, переключение. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.
У детей продолжает развиватьсявосприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной, работы у детей развиваются диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм eгo воплощения.
Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.